Регионы запутались в «Паутине»
Власти пытаются масштабировать систему контроля за транспортом
Правительство предпринимает вторую попытку масштабировать систему контроля дорожного движения и поиска автомобилей «Паутина» на всю страну. Это должно было произойти еще в прошлом году, также систему планировалось интегрировать с порталом «Госуслуги», чтобы водители имели больше возможностей обжаловать штрафы за нарушение ПДД. Но пока не все регионы успели внедрить систему, и срок реализации проекта перенесен на осень. По данным источников “Ъ”, одной из основных причин могла стать нехватка серверов на отечественных процессорах.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил МВД предоставить согласованный с другими ведомствами план-график развертывания специального программного обеспечения (СПО) «Паутина» во всех субъектах РФ до 20 января, следует из документов по итогам его совещания с руководителями цифровой трансформации министерств и ведомств, с которым ознакомился “Ъ”. Совещание состоялось 29 декабря 2021 года.
СПО «Паутина» предназначено для фиксации нарушений правил дорожного движения, раскрытия преступлений, связанных с угоном автомобилей и поиском автовладельцев, скрывшихся с мест ДТП. Для сбора данных система использует камеры фотовидеофиксации, которые начали внедрять на дорогах еще с 2008 года для распознавания номеров автомобилей и сверки их с базами данных ГИБДД. Сейчас «Паутина» работает только в 42 из 85 субъектов РФ, пояснили “Ъ” в аппарате господина Чернышенко, в остальных регионах работы по запуску СПО «Паутина» продолжаются «в соответствии с планом-графиком».
Масштабирование «Паутины» необходимо в том числе, чтобы интегрировать систему с порталом «Госуслуги», где пользователи могут обжаловать штрафы ГИБДД, пояснили в Минцифры.
Однако, добавили там, полная интеграция двух систем произойдет только после запуска «Паутины» во всех регионах страны. В пресс-службе МВД на запрос “Ъ” не ответили.
Власти не первый год пытаются создать единую централизованную IT-систему для поиска угнанных автомобилей, потому что работа нынешних решений, развернутых разными вендорами в отдельных субъектах, далека от эффективной. Например, если автомобиль угоняется в одном городе и пересекает пределы его округа, то отследить машину становится практически невозможно (см. “Ъ” от 21 апреля 2021 года).
Весной 2021 года МВД запустило «Паутину» в Центральном федеральном округе. Пока только в нем создана бесшовная система отслеживания угнанных автомобилей. По приказу МВД срок запуска в эксплуатацию «Паутины» во всех регионах был 20 декабря, но по факту сделать это просто не успели, говорит источник “Ъ”, близкий к ходу работ. По его словам, сейчас система полностью функционирует более чем в 40 субъектах, еще в 15 регионах установлены серверы, но нужно время, чтобы обучить сотрудников ГИБДД работать с «Паутиной».
14 887 автомобилей
были угнаны в России в 2021 году, по данным МВД.
Собеседник “Ъ”, знакомый с техническими проблемами проекта, уточняет, что на его реализацию повлиял «ряд факторов, начиная от сложности процесса пусконаладочных работ и интеграции с программным обеспечением, заканчивая индивидуальными особенностями каждого субъекта».
Но другой источник “Ъ” называет основной причиной промедления недостаточный объем поставок вычислительной техники в регионы. Как пояснили “Ъ” в ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации ОКО, серверы, на которых устанавливается «Паутина», должны работать на российских процессорах. Преимущественно это «Эльбрус» от компании МЦСТ (там от комментариев отказались). «Серверного оборудования хватило не всем субъектам, и в первом квартале 2022 года оборудование придется докупать,— утверждает источник “Ъ”.— Регионы, где еще нет серверов, должны быть подключены к системе ориентировочно к сентябрю».