Дорожным камерам готовят кольцевой обзор
Московские власти спорят с «Автодором» о контроле на ЦКАД
Мэрия Москвы, выяснил “Ъ”, проводит переговоры с «Автодором» об установке камер на одном из платных участков Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Столичные власти настаивают, что это необходимо для снижения аварийности. В госкомпании говорят, что вопрос находится в стадии обсуждения. Неофициально же источники “Ъ” дают понять, что оснований для установки комплексов нет: ДТП на кольцевой магистрали исчисляются единицами. На кольцевой дороге и платных участках камеры вообще не нужны, считают независимые эксперты, учитывая лимит разрешенной скорости 110–130 км/ч. Операторы систем фотовидеофиксации придерживаются противоположного мнения.
Правительство Москвы предложило госкомпании «Автодор» установить шесть комплексов фиксации нарушений на 23-километровом участке ЦКАД (так называемый первый этап, расположен между трассами М-4 и М-3; проходит по территории Москвы), следует из материалов, с которыми ознакомился “Ъ”. Столичная мэрия планировала урегулировать этот вопрос до 1 февраля 2022 года. В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) “Ъ” намерение подтвердили.
«ЦОДД находится в тесном сотрудничестве с Московской областью и ГК "Автодор" по вопросам организации движения,— заявили там.— На ЦКАД происходит много тяжелых аварий с пострадавшими по причине нарушения ПДД. Эффективный способ в борьбе с нарушителями — установка камер».
Также, считают в ЦОДД, на кольцевой дороге нужны камеры для мониторинга, помощи полиции в розыске угнанных машин и быстрого реагирования на «внештатные ситуации». Москва предлагает установить 60 приборов для передачи потокового видео в ситуационный центр ЦОДД. «Финальных решений не принято, предложения сейчас на стадии доработки и согласования»,— сообщили “Ъ” в ЦОДД.
ЦКАД, напомним, строится с 2014 года и состоит из нескольких пусковых комплексов. Бесплатным участком является ЦКАД-5 на западе Подмосковья, там же сохранились светофоры и камеры ГИБДД (всего 39 штук). На остальных (платных) участках, где разрешенная скорость составляет 110–130 км/ч, организовано бессветофорное движение без камер. В 2020 году глава «Автодора» Вячеслав Петушенко признавался, что регионы периодически просят установить камеры на платных дорогах: «Я, если честно, сопротивляюсь, трассы в России должны быть скоростные». При этом он говорил, что при росте аварийности госкомпания будет вынуждена ставить комплексы автоматической фиксации нарушений. Несколько комплексов появились на трассе М-11, Северном обходе Одинцово, Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге. На М-4 установлено несколько десятков камер.
В пресс-службе госкомпании “Ъ” заявили, что «по вопросам безопасности движения с московскими властями идет взаимодействие». На ЦКАД-1 нет ни одного очага аварийности, поясняет знакомый с ситуацией источник, были только разовые ДТП.
Это подтверждается и данными ГИБДД за 11 месяцев 2021 года: на ЦКАД произошло 105 аварий, из них только 6 на «московском участке», причем без смертей.
На ЦКАД установлено 12 рамок системы безбарьерного проезда «Свободный поток», которые считывают информацию о габаритах, госномерах, добавляет собеседник “Ъ”, информация стекается в центральный пункт управления дороги. «Операторы могут не только фиксировать проезд, но и замерять скорость автомобилей,— поясняет собеседник “Ъ”.— Но информация с этих камер не может служить основанием для того, чтобы выписать штрафное постановление».
Аварий на ЦКАД и других платных дорогах действительно мало, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Добиться нулевой аварийности при таком оживленном движении невозможно,— считает он.— Даже на самых идеальных дорогах инциденты будут случаться». Большинство пользователей платных трасс, отмечает Петр Шкуматов, при разрешенном режиме в 110–130 км/ч едут в пределах «нештрафуемого порога» (+20 км/ч), так как на более высоких скоростях быстро наступает усталость, увеличивается расход топлива.
В ассоциации ОКО (объединяет производителей комплексов и операторов систем фотовидеофиксации), напротив, отмечают, что на федеральных дорогах в зонах действия камер количество столкновений летом серьезно сокращается — до 13 раз (по сравнению с участками без контроля).
«Такие крупные трассы с высокими скоростями, как ЦКАД, однозначно необходимо оснащать средствами контроля соблюдения ПДД и скоростных режимов»,— считают в организации. Оператор подмосковной системы фотовидеофиксации компания «МВС Групп» приводит данные, согласно которым 27% всех аварий на ЦКАД происходит из-за превышения скорости или из-за выбора скорости, «несоответствующей условиям движения».