Полтора века гостеприимства
Гранд Отель Европа
Здание на углу Невского проспекта и Михайловской улицы — Гранд Отель Европа — старейший в Санкт-Петербурге отель. Строился он в 1820–1830-е годы при участии архитектора Росси. В 1875 году после значительной реконструкции отель был открыт под именем, которое носит и сейчас. 147 лет жизни отеля наполнили его стены удивительными историями.
Здесь останавливались самые именитые гости города — принцы и дипломаты, писатели и артисты. Лестницы отеля помнят легкий шаг Анны Павловой, в разные годы в отеле гостили Бернард Шоу, Тургенев, Чайковский, Айвазовский, Штраус, Маяковский, Блок. Горький встречался тут с Ольгой Форш, Самуилом Маршаком, Ольгой Берггольц. Григорий Александров и Исаак Дунаевский начинали работу над фильмом «Веселые ребята». Александр Вертинский и Александр Галич в 1951-м жили в гостинице в соседних номерах: Галич писал сценарий для «Ленфильма», а Вертинский выступал с концертами.
В 1960–70-е все ленинградские поэты и писатели были завсегдатаями отельного ресторана «Крыша». Музыканты прозвали его «средним залом филармонии», это было любимое место золотой молодежи, потому что моднее в городе не было.
Почти все знаменитые артисты, бывавшие на гастролях в Санкт-Петербурге, становились гостями Гранд Отеля Европа — Элтон Джон, Уитни Хьюстон и другие.
Именами знаменитых гостей названы некоторые номера Гранд Отеля Европа. Номер 107, выходящий окнами на пересечение Итальянской и Михайловской улиц, носит имя Достоевского, не раз бывавшего в ресторане отеля. В гостиной номера установлен массивный письменный стол — идеальное место для работы над книгой. Композитор Игорь Стравинский жил в отеле во время гастролей — радостные оттенки весенней зелени в интерьере номера 119, названного «Стравинский» в честь музыканта, напоминают о знаменитом балете «Весна священная». В номере 105, больших апартаментах с антикварным роялем Bechstein, останавливался, чтобы дать единственный концерт в Санкт-Петербурге, Лучано Паваротти. Этот номер затем оформили в духе лучших оперных театров мира и назвали именем великого тенора.
Приближающиеся весенние праздники — прекрасный повод посетить Санкт-Петербург и приобщиться к истории знаменитого отеля. В его главном ресторане, в 1905 году оформленном в стиле ар-нуво витражами и деревянными панелями, устраивают праздничные бранчи. К завтраку здесь подают икру и игристое вино, а за ужином можно попробовать «яйцо в яйце» — яичную кашку с трюфельным маслом и осетровой икрой в яичной скорлупе. Блюдо настолько нравится гостям, что многие просят в следующий раз подавать его в страусином яйце. И в завершение посетителям предлагают изготовленные к празднику в кондитерском цеху отеля шоколадные шкатулки, наполненные шоколадными сердцами. Шеф-кондитер Дмитрий Шибков придумал сладкие наборы — золотую коробку, где лежат клубника в глазури и печенья с признаниями. В кафе «Мезонин» можно заказать трюфели из бельгийского шоколада и конфеты с начинками. Для мужчин приготовили торт-брауни с пропиткой из коньяка. В лобби-баре подают дуэт коктейлей: мужской и женский со вкусом абрикоса (миксологи отеля напоминают, что в древности абрикос считался сильным афродизиаком). В женской версии — Amaretto Valentine, коктейль с ароматом миндального ореха, легкой кислинкой и воздушной текстурой взбитого белка. Для мужчин — Ginger Valentine, крепкий коктейль на основе коньяка. К парным коктейлям прилагается свиток с любовными стихами петербургских поэтов. Бармены с готовностью продекламируют стихи, если гости об этом попросят.
И конечно, будут танцы под живой джаз. Ведь именно на «Крыше» еще в начале 30-х начал выступать один из первых советских джаз-бэндов. Руководивший им трубач-виртуоз и композитор Яков Скоморовский потом записывал музыку Дунаевского к фильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Вратарь». Оркестр Скоморовского играл и танцевальную музыку: модные степ-данс, танго, фокстрот, его концерты были очень популярны.