Испытание реформой
Колонка редактора
Катастрофические последствия первых дней «мусорной» реформы наглядно продемонстрировали всю глубину деградации институтов управления Петербургом. В принципе, от властей Петербурга его жители не ждут многого — один мой знакомый, поработав около года в Смольном, категорично утверждал, что если завтра весь аппарат управления исчезнет, никто этого не заметит. Жизнь давно катится по накатанной, люди делают свое дело, ходят на работу, платят налоги. Чиновники, содержащиеся на эти налоги, пишут бесконечные концепции, собираются на заседания и имитируют бурную деятельность. Эти две параллельные вселенные вроде бы не пересекаются.
Первые числа января дали понять, что иногда даже отлаженную и вроде бы устойчивую систему чиновники способны разрушить в считаные дни. Причем очевидно, что проблема не во временном сбое. По прошествии трех недель после старта реформы ситуация со сбором ТБО оставалась крайне неудовлетворительной, а вразумительных ответов, почему даже элементарного обмена информацией между субъектами процесса налажено не было, никто из участников реформы предоставить так и не смог.
На этом фоне тревожнее всего то, что в наступившем году городские власти анонсировали запуск еще одной реформы — транспортной. В Смольном, правда, стараются избегать громкого слова «реформа», по чиновничьей привычке используя невразумительную и громоздкую конструкцию «Новая модель транспортного обслуживания». Но суть от этого не меняется: грядет передел рынка и перераспределение финансовых потоков.
Если «новая модель» стартует так же провально, как сбор мусора, Петербург, надо полагать, прославится уже на весь мир как мегаполис, способный как-то существовать вообще без управления. Впрочем, некоторые политологи считают, что управлением города и так никто не занимается уже более десяти лет. Одно радует, что запуск транспортной реформы намечен на лето, к тому моменту городские власти хотя бы успешно справятся с еще одной извечной проблемой — уборкой снега.