«Направления, в которые мы инвестировали, принесли ожидаемый рост»
Экспертное мнение
В декабре Fazer запустил новую инфраструктуру на производственной площадке «Смоленская». Это обошлось в €3,5 млн, было создано 60 новых рабочих мест. До конца 2022 года компания планирует потратить еще около €10 млн на проекты в Москве и Петербурге. Об этом рассказывает Владимир Калявин, генеральный директор Fazer в России.
BUSINESS GUIDE: В 2020 году прибыль российского подразделения Fazer составила 384 млн рублей, общий объем инвестиций компании в России — 308 млн рублей. Что можно сказать о результатах 2021 года?
ВЛАДИМИР КАЛЯВИН: 2021 год был непростым для хлебопекарной индустрии. Беспрецедентный рост всех компонентов себестоимости оказал существенное влияние на финансовые показатели как для нас, так и для всей отрасли. Но те направления, в которые мы инвестировали, принесли ожидаемый двузначный рост выручки. Сейчас Fazer в России активно вкладывается в модернизацию своих производственных мощностей и закупку нового оборудования и в Москве, и в Петербурге. Мы реализуем сразу несколько проектов на наших площадках. Первый из них стартовал в декабре — речь идет о новой инфраструктуре на «Смоленской» в Петербурге, второй проект — новая производственная линия на производственной площадке «Нева», тоже в Петербурге, которая существенно расширит мощности и возможности «Невы» и расширит ассортимент. Третий проект будет реализован на нашей московской площадке «Звездная», которая тоже получит обновление и расширение производственной мощности. Мы планируем завершить эти проекты в текущем году, все наши инвестиции сфокусированы на сегментах, в которых мы видим рост.
BG: Какие возможности открывает новое оборудование на «Смоленской»?
В. К.: Сегмент замороженных хлебобулочных изделий в Петербурге и в России в целом растет на 4,5% в год. До сих пор мы производили эти изделия только на двух производственных площадках — на «Звездной» и на «Неве». Теперь сможем обеспечить существующий заказ, удовлетворить растущий спрос, расширить ассортимент и увеличить продажи качественных и вкусных замороженных хлебов в разных регионах России. И все это благодаря элегантному инженерно-техническому решению: мы встроили инфраструктуру по заморозке, упаковке и инновационному хранению замороженных хлебов в уже существующее производство на «Смоленской». В декабре свою работу эта новая инфраструктура начала с производства нашего бестселлера в категории замороженных хлебов — круглого подового хлеба «Заварной» и формовых хлебов, а в начале года мы уже представим специально для нее созданные новинки в тренде здорового образа жизни и сбалансированного питания. Благодаря вводу в строй новой инфраструктуры на площадке было создано 60 рабочих мест.
BG: А сколько всего человек работает в Fazer? Были ли у вас остановки производства и сокращения персонала во время локдаунов 2020 и 2021 годов?
В. К.: Сейчас на всех предприятиях компании работает 2300 человек, из них в Петербурге — 1600, а в Москве — 700 человек. Как производство непрерывного цикла и согласно президентскому указу, мы не останавливались ни на день, все наши сотрудники были обеспечены стабильным доходом и работой в обеих столицах. Мы также предложили временное трудоустройство работникам общепита, которые остались без работы на время локдауна в 2021 году. Наш HR совместно с HR двух компаний в сфере общественного питания реализовали такой проект, который позволил их сотрудникам поработать у нас на производстве, пока были закрыты их предприятия. А офисные сотрудники по максимуму трудились удаленно. Как компания мы были к этому готовы давно и экспериментировали с количеством дней удаленной работы для ряда позиций еще до начала пандемии.
Добавлю, что мы еще в середине прошлого года организовали в медпунктах на наших площадках возможность сделать прививку от коронавируса. Поэтому к выходу постановления об обязательной вакцинации 80% персонала в промышленности у нас был достаточно высокий процент вакцинированных. Хотя нам и пришлось работать с разными мнениями и опасениями сотрудников. Не уверен, что это должно быть прямой обязанностью работодателя, все-таки мы профессионалы хлебопечения, а не вакцинации, но тем не менее мы справились в установленные сроки. У нас в компании уже несколько лет существует программа «Марафон здоровья», направленная на улучшение wellbeing сотрудников, в нее входят и образовательная работа, и мотивационная часть, и возможность выбрать специальное меню в столовых. В ее рамках мы организовывали вебинары с разными врачами, которые рассказывали о коронавирусе и вакцинации и отвечали на вопросы сотрудников.
BG: В коронавирусном 2020 году уменьшился покупательский трафик в торговых и бизнес-центрах, клиенты стали уделять внимание пекарням у дома и научились собственноручно печь хлеб. В 2021 году, с новыми волнами пандемии, эти тенденции сохранились?
В. К.: Да, многие изменения в потребительском поведении, произошедшие за два года пандемии в разных сферах, останутся с нами надолго. Например, во время локдауна россияне начали заказывать продукты онлайн. Уже в начале 2021 года мы вышли на показатели онлайн-продаж более чем на 50% выше пиковых показателей во время локдауна в апреле и мае 2020 года, после этого наши онлайн-продажи продолжили расти. Мы предполагаем, что этот канал продаж будет развиваться и дальше. Во время карантина покупатели не хотели отказываться от привычных удовольствий, например, от свежей выпечки из пекарни. В ответ на этот тренд Fazer предложил рынку новую технологию и продукты с ее использованием. Речь идет о линейке замороженных хлебов и сдобы Fazer Bake It Easy, которые легко и быстро выпекаются в духовке без предварительной разморозки благодаря технологии PRO-Bake. У этой линейки сразу появились свои фанаты, и я — один из самых первых, в моей морозилке широкий ассортимент — от багетов и хлебов до булочек с корицей и другими вкусностями, и его регулярно приходится пополнять. И пока замороженные хлеба и сдоба еще отвоевывают свое место в бонетах магазинов, где присутствует сильная конкуренция за торговое пространство в морозилках, каждый метр которых в дефиците, поклонники нашей линейки Fazer Bake It Easy активно заказывают их онлайн, а также на нашем сайте, где представлен расширенный ассортимент, в том числе продукция для профессионального использования. В 2021 году мы запустили несколько новинок в этой линейке и продолжим ее развивать в 2022-м.
BG: Среди новинок у вас бородинский хлеб без хлебопекарных дрожжей и подовый хлебец с мюсли. Они действительно пользуются спросом или же это скорее дань моде?
В. К.: По разным исследованиям, до 70% россиян стремятся выбирать более здоровые продукты, и мы видим в этом тренде потенциал роста для себя и поддерживаем его развитие новинками. Доля хлебов для сбалансированного питания и здорового образа жизни составляет примерно четверть в нашем портфеле. Бородинский без хлебопекарных дрожжей, который вы упомянули, представляет собой интересную комбинацию традиционного и любимого несколькими поколениями вкуса с актуальным трендом. Уверен, что это продукт понравится многим.
BG: В 2021 году компания анонсировала создание упаковки из овсяной шелухи. В России ее уже применяют?
В. К.: Красота пилотного проекта по созданию упаковки из овсяной шелухи в Финляндии заключалась в циркулярной экономике, ведь биоразлагаемая упаковка создавалась из отходов производства овсяной муки на собственном мукомольном производстве Fazer. В России у нас такого производства нет. Но мы тоже активно работаем над тем, чтобы сделать нашу упаковку более дружественной к окружающей среде. Так, в 2021 году мы реализовали масштабный проект по гармонизации упаковки всех хлебов бренда «Хлебный дом» и значительно сократили количество используемого пластика в упаковке. Сейчас мы в России тестируем возможность рециклинга пластиковых лотков для доставки своей продукции в магазины. Идея состоит в том, чтобы вышедшие из эксплуатации пластиковые лотки были переработаны, а из переработанного пластика изготовлены для нас же новые лотки. Первая тестовая партия лотков не выдержала производственных нагрузок. Сейчас мы вместе со специалистами поставщика устраняем дефекты и надеемся вскоре уже начать доставлять хлеб в лотках из переработанного пластика.