Дефицит тормозит лизинг
Финансы
Рынок лизинга России по итогам 2021 года, по предварительным данным, вырос на 70%, в Петербурге показатели еще более впечатляющие. Главным фактором высоких результатов стал эффект низкой базы первого года пандемии. К тому же в четвертом квартале темпы стали заметно замедляться: основной причиной стал дефицит техники. В 2022 году, как считают эксперты, рынок вырастет на 20%.
По данным «Фридом Финанс», по итогам 2021 года объем рынка лизинга России вырос более чем на 70% и составил 2 трлн рублей. Но эти цифры пока предварительные, официальной статистики еще нет. Основным драйвером роста стал сегмент строительной и дорожной техники (рост на 104%), грузового транспорта (+ 80%), железнодорожной техники (+29%). Несмотря на высокие показатели, корпоративный сегмент продолжает находиться ниже допандемийного уровня на 21%. Рост рынка в основном был за счет высокого спроса со стороны среднего и малого бизнеса, увеличения мер государственной поддержки по субсидированию, повышения цен на сырье (особенно уголь) и частичной разморозки международных направлений.
Татьяна Донченко, генеральный директор «ТСС-Лизинг», говорит, что по-прежнему лидерами на рынке в прошедшем году были лизинговые компании с государственным участием. «Тем не менее и частные компании по ряду направлений показали опережающую динамику роста. Связано это с тем, что частные компании, в отличие от государственных, не так сильно вовлечены во все еще стагнирующие сегменты лизинга, например, в лизинг авиационной техники. В 2021 году мы увидели реализацию отложенного спроса. В 2020 году наблюдалось повсеместное сокращение инвестиций и объемов закупки, в том числе, через лизинг, так как не было понимания по дальнейшему развитию экономики и выходу из пандемии. Как только бизнес осознал, что кризисные явления преодолимы и взят курс на восстановление, этот отложенный спрос стал реализовываться»,— полагает госпожа Донченко.
Дополнительный спрос на оборудование и технику обусловило возобновление государственных программ в дорожном строительстве и энергетике. Например, проект «Круглогодичный Севморпуть», в соответствии с которым к 2030 году планируется обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (СМП) с наращиванием объема грузовых перевозок до 150 млн тонн в год. В перспективе СМП должен стать международным транспортным коридором. Такого плана проекты требуют существенных инвестиций в основные средства, и компаниям, которые выиграли подрядные контракты, требуется оборудование в лизинг. Еще один фактор роста рынка — инфляционная составляющая. Стоимость оборудования и техники росла, тем самым увеличивая номинальную стоимость лизинговых контрактов.
Негативный фактор
Госпожа Донченко отмечает, что в 2020 году одними из самых пострадавших сегментов были такие отрасли, как авиализинг, лизинг железнодорожного и водного транспорта. «В 2021 году мы наблюдали активный рост этих сегментов лизинга по сравнению с предыдущим годом. Однако во многом быстрые темпы роста были обусловлены эффектом низкой базы 2020 года. Если же мы посмотрим на последний допандемийный 2019 год, то, согласно данным агентства "Эксперт РА", по сравнению с первым полугодием 2019 года авиасегмент сократился на 21%, а сегмент железнодорожной техники — на 24%. Одной из примечательных тенденций лизинга, которая наиболее ярко показала себя в 2021 году, стал повышенный запрос на цифровизацию лизинговой деятельности»,— говорит она. Причин, по мнению эксперта, здесь несколько. Во-первых, рост объемов бизнеса требует наличия продвинутой системы автоматизации бизнес-процессов компании. Крупнейшие лизинговые компании в последние годы активно внедряли и оптимизировали подобные системы. Средние и небольшие компании стараются не отставать от лидеров в этом вопросе. Во-вторых, многие компании стремятся перенести часть своих функций продаж в интернет. Подобные решения уже достаточно успешно внедрены в отдельных компаниях, преимущественно в сфере лизинга легковых автомобилей. В-третьих, лизинговая отрасль все плотнее взаимодействует с государственными контрольными и надзорными органами, например, с Федеральной службой по финансовому мониторингу, Бюро кредитных историй. Большие объемы информации требуют наличия соответствующих технических решений.
«Можно уверенно говорить, что 2021 год был в целом благоприятным для рынка лизинга. Но при этом нужно понимать, что то, что хорошо для этого года, может оказаться определенным риском для следующего. Смогут ли предприятия сохранить такой же темп роста спроса на инвестиции в следующем году, пока неясно. В частности, мы отметили некоторое снижение темпов роста бизнеса в четвертом квартале 2021 года. По нашему мнению, значительное влияние на это снижение оказал рост ключевой ставки Банка России в конце года. Не думаю, что это замедление будет значительным и длительным, просто предприятиям необходимо время, чтобы откорректировать свои финансовые планы с учетом новых условий финансирования. В целом можно сказать, что мы ожидаем дальнейшего роста лизинга в 2022 году. Однако существует ряд весомых факторов, к примеру, та же ключевая ставка, которые могут заметно повлиять на динамику рынка»,— рассуждает госпожа Донченко.
Анна Голикова, директор филиальной сети компании «Интерлизинг», при этом обращает внимание, что в четвертом квартале 2021 года темп прироста, заданный ранее рынку лизинга, серьезно сократился. «Основной причиной послужил дефицит техники на рынке. Сильнее всего от этого пострадал автолизинг — как в легковом, так и в грузовом сегментах. Производители и дилеры техники дают очень осторожные прогнозы и не рассчитывают на полное восстановление логистических цепочек ранее второго полугодия 2022 года»,— указывает госпожа Голикова.
В «Фридом Финанс» также считают, что причиной торможения является ситуация с пандемией. «Отложенный спрос на товары вызвал коллапс в логистической отрасли. Растущий спрос и заморозка международных направлений привели к торможению компании в корпоративном сегменте более чем на 30%. Мы ожидаем, что восстановление рынка продолжится в 2022 году, но во многом оно будет зависеть от направления монетарной политики Банка России. Мы не ожидаем резкого изменения денежно-кредитной политики, согласно базовому сценарию Центробанка. При ключевой процентной ставке в диапазоне 7–8% рост лизингового рынка в 2022 году может составить около 20%»,— делятся в компании.
Руководитель дивизиона «Санкт-Петербург» ООО «Балтийский лизинг» Андрей Бугров говорит: «Прогноз на 2022 год мы делаем осторожно, во всяком случае, и дефицит, и дальнейший рост цен в этом году сохранятся как минимум до конца первого полугодия при реализации позитивного сценария, а при реализации негативного — влияние этих факторов мы будем ощущать весь этот год».
Петербург рос быстрее
В Петербурге рынок лизинга рос заметно быстрее, чем в России. По данным агентства «Эксперт РА» за девять месяцев 2021 года (итоги года будут подведены в марте), рынок лизинга Санкт-Петербурга в целом вырос почти втрое (+295%), до 180 млн рублей. При этом автолизинг, на долю которого приходится 47% нового бизнеса, вырос более чем в три раза (+323%).
Так, в «Балтийском лизинге» сообщили, что в СЗФО у компании объем нового бизнеса по итогам 2021 года превысил 17 млрд рублей без НДС, что на 47,6% больше, чем за прошлый год. «При этом доля наших офисов в Петербурге в этом объеме составила 11,2 млрд рублей без НДС, прирост к прошлому году по этому показателю — 53,2%»,— приводит данные господин Бугров. Общий объем портфеля «Балтийского лизинга» в СЗФО достиг 22,5 млрд рублей, из них 14,7 млрд приходится на Петербург. Всего за отчетный период компания в СЗФО заключила 4501 сделку, 2916 сделок из этого количества приходится на Северную столицу. В топ наиболее востребованных среди клиентов «Балтийского лизинга» сегментов имущества по СЗФО вошли легковые авто (4,5 млрд рублей от общего объема нового бизнеса), грузовой транспорт (3,6 млрд), металлообрабатывающее оборудование (1,4 млрд), а также легкий коммерческий транспорт (1,3 млрд).
Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», отмечает, что в автолизинге главным образом рос рынок спецтехники — на фоне восстановления инфраструктурных проектов и дефицита легковых и грузовых машин. «Примечательно, что средний чек в Петербурге по сравнению с остальными регионами вместе взятыми вырос активнее: по данным нашей компании, на 51%, до 3,5 млн рублей. С одной стороны, это объяснятся ростом объема сделок по спецтехнике, с другой — сохранением высокой доли продаж в наиболее массовом, легковом сегменте. В Петербурге на его долю приходится ровно половина сделок (43% по остальным регионам)»,— говорит госпожа Маркова.
Обещанного пять лет ждут
Как считают эксперты, рынок мог бы расти быстрее, если бы были проведены обещанные регулятором новации на рынке. Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал», поясняет: «Планируемая лизинговая реформа, анонсированная со стороны Центробанка еще пять лет назад, в 2016 году, до сих пор не проведена. Законопроект в первом чтении был принят в 2019 году, но до сих пор не прошел все чтения. В долгосрочном плане это тормозит развитие лизинговой отрасли, так как затрудняет планирование бизнеса».
В компании «Фридом Финанс» рассуждают: «В России нет четкого понимания, по каким критерия будут оцениваться компании. Мы считаем, что в 2022 году Банк России с Московской биржей могут уделить особое внимание этому вопросу и опубликовать пакеты документов с требованиями и рекомендациями к раскрытию отчетной информации. Для недавно появившихся компаний на этом рынке будут созданы новые стандарты эмиссии ценных бумаг».