Под колпаком фискальных органов
Налоги
Минувший год запомнился рядом значимых изменений в налоговом законодательстве. Пожалуй, наиболее ощутимой для малого и среднего бизнеса оказалась отмена ЕНВД. При этом одним из самых актуальных для Петербурга стал пакет мер по поддержке IT-индустрии, ведь доля горожан, занятых в ней, некоторое время назад была наибольшей в стране.
Одним из самых значимых и болезненных изменений в налоговом законодательстве стала отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД), просуществовавшего 22 года. Большинство представителей малого и среднего бизнеса выбирали для работы именно этот налоговый режим. Ставка налога была фиксированной и не зависела от прибыли. Это, кстати, и стало главной причиной его отмены. «Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, которые показывали высокие результаты. В среднем компании на УСН платили налогов в 27 раз больше. По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД налоговая нагрузка выросла у 60% предпринимателей»,— поясняет Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business и резидент «Клуба лидеров» в Петербурге.
По словам Натальи Буниной, адвоката КА Pen & Paper, после введения онлайн-касс движение денежных средств налогоплательщиков для ФНС стало более прозрачным. Фискальные органы получили возможность контролировать выручку организаций, а значит — исчислять суммы налогов, исходя именно из ее объема, а не из временной величины дохода.
Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2021 года, должны были автоматически перевести на ОСН. При этом, как отмечает госпожа Гузь, законодатель попытался облегчить последствия отмены ЕНВД, совершенствуя другие налоговые режимы. Патентную систему доработали, чтобы ею могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса. В УСН также внесли ряд изменений. В наступившем году бизнесу предложат еще один альтернативный режим — автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН).
Автоматизированная УСН
АУСН — налоговый режим, разработанный специально для микропредприятий и малого бизнеса. Он освободит налогоплательщиков от уплаты некоторых налогов, сдачи налоговых деклараций, отчетности в ПФР и ФСС, а суммы налогов ИФНС будет рассчитывать автоматически.
Среди минусов АУСН Елена Бойкова, руководитель бухгалтерского центра «Диалог», называет отсутствие пониженных региональных налоговых ставок и ограниченное количество уполномоченных банков. Кроме того, ограничения по максимальной численности сотрудников (пять человек) и доходам (60 млн рублей) делают данный режим подходящим лишь для части микробизнеса, который по каким-то причинам не нашел себя в патентной системе налогообложения.
С 01.07.2022 по 31.12.2027 АУСН в порядке эксперимента будет действовать в четырех субъектах РФ: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. «Применение автоматизированной системы налогообложения, с одной стороны, упростит налоговую отчетность для предпринимателей, применяющих ККТ, и поможет снизить налоговую нагрузку и непроизводственные издержки. С другой стороны, нельзя не признать, что появление нового спецрежима является закономерным результатом усиления фискального контроля. Ведь его появление стало возможным исключительно благодаря консолидации налоговыми органами информации о доходах и расходах налогоплательщиков. Причем не только в ходе мероприятий налогового контроля, но также через уполномоченные банки и онлайн-кассы, которые будут оперативно транслировать всю информацию о доходах и расходах налогоплательщиков в ФНС»,— считает госпожа Бунина.
Налоговый маневр для IT-сектора
Одним из ключевых изменений налогового законодательства, по мнению Екатерины Смоловой, управляющего юриста налоговой практики Capital Legal Services, стал так называемый налоговый маневр в IT-сфере, который не только подчеркнул основные направления государственной повестки, но и потребовал значительной трансформации отлаженных бизнес-моделей.
С 1 января 2021 года в России были установлены бессрочные льготные налоговые ставки для компаний IT-отрасли: налог на прибыль — 3% вместо 20% (в федеральный бюджет) и 0% (в бюджет субъекта РФ), суммарный размер страховых взносов — 7,6% вместо 14% (6% — в ПФР; 1,5% — в ФСС и 0,1 % — в ФОМС). Кроме того, при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на программное обеспечение.
«Предполагается, что налоговые преференции для разработчиков софта помогут привлечь инвестиции в российскую индустрию разработки ПО и в конечном счете повысят ее конкурентоспособность»,— отмечает госпожа Бунина.
По итогам трех кварталов 2021 года в Минцифре РФ отметили положительное влияние данных мер на экономику страны в виде дополнительных отчислений налогов от IT-отрасли в объеме 48 млрд рублей. «В ведомстве отметили, что за это время IT-компании стали отгружать на 38% больше своих решений и услуг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А продажи российских IT-решений и услуг превысили 1,14 трлн рублей»,— отмечает Малика Король, руководитель судебного управления адвокатского бюро «ЭЛКО профи».
«В связи с этим в 2022 году ведомство планирует внедрение второго пакета мер в целях поддержки IT-отрасли, который будет заключаться в изменениях по налогу на прибыль для учета затрат на российскую радиоэлектронику из сферы искусственного интеллекта»,— резюмирует Екатерина Смоловая, управляющий юрист Capital Legal Services.
Вычет в упрощенном порядке
В 2021 году произошла оптимизация налогового администрирования. Теперь физические лица могут получать имущественные и инвестиционные вычеты по НДФЛ в упрощенном порядке, если право на них возникло не ранее 1 января 2020 года. Срок предоставления налогового вычета сократился до полутора месяцев. «Сейчас нет необходимости направлять декларацию 3-НДФЛ и подтверждающие документы. Достаточно подать заявление через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган самостоятельно осуществит проверку и подтвердит право на вычет»,— поясняет госпожа Король. Новые правила распространяются и на новый социальный налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги, который можно получить с 1 января 2022 года.
С 2021 года в России введено прогрессивное налогообложение. Ранее в стране 20 лет действовала единая ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 13%, однако сама тема «налога на богатых» обсуждалась не один год. Изучался опыт европейских государств, применяющих несколько ставок налога, увеличивающихся по мере роста дохода гражданина.
«В пояснительной записке к законопроекту указано, что повышение ставки НДФЛ станет дополнительным источником финансирования лечения детей с тяжелыми и редкими заболеваниями, то есть — инструментом перераспределения финансовых ресурсов в пользу публичных целей общества»,— говорит Павел Астапенко, адвокат адвокатского бюро CTL.
Повышенная ставка НДФЛ будет применяться к доходам налогоплательщика, которые превышают 5 млн рублей за календарный год и получены с начала 2021 года. «То есть в 2022-м налогоплательщики должны уплачивать НДФЛ по ставке 13%, если доход за год меньше или равен 5 млн рублей, а с суммы превышения в отношении тех же доходов — уже по ставке 15%»,— поясняет госпожа Смоловая.
По повышенной ставке облагаются зарплаты, премии сотрудников, а также доходы от долевого участия в организациях. Исключение составляют доходы от продажи имущества, подарки, пенсии. По данным Росстата, зарплаты свыше 5 млн рублей в год получают менее 1% работающих россиян. Однако, как отмечает господин Астапенко, правительством РФ зарезервированы дополнительные бюджетные ассигнования на государственную программу «Развитие здравоохранения» с учетом ежегодного увеличения их размера: 60 млрд рублей (в 2021 году), 64 млрд (в 2022 году) и 68,5 млрд (в 2023 году).
«Несмотря на незначительность суммы, которая пополняет российский бюджет в результате принятия данного закона, переход от плоской шкалы налогообложения к прогрессивной ставке несет в себе потенциал расширения применения данного инструмента, в частности, в сторону дальнейшего повышения ставки и снижения размера облагаемого дохода. По заверениям министра финансов РФ Антона Силуанова на заседании Госдумы, российские власти только в перспективе трехлетнего срока планируют не повышать НДФЛ. С другой стороны, применение принципа изъятия сверхдоходов путем повышения уровня налоговых обязательств прослеживается и в сфере добычи полезных ископаемых в форме повышения НДПИ. Рост поступлений в этом случае уже более ощутим для бюджета»,— заключает эксперт.