Гортрансово горе
Екатеринбургское предприятие задолжало кредиторам более полумиллиарда рублей
Екатеринбургский «Гортранс» сообщил о кредиторской задолженности в размере 594 млн руб. Ситуация усложняется нехваткой персонала и износом транспортных средств. На предприятии считают, что планируемое повышение цены проезда с 28 до 32 руб. несильно исправит положение, а избежать дальнейшего увеличения стоимости поездок не удастся из-за инфляции. По мнению эксперта, единственным выходом из кризиса является переход города на брутто-контракты.
В среду, 26 января, муниципальное предприятие «Гортранс» в Екатеринбурге провело брифинг, посвященный планируемому повышению стоимости проезда в наземном транспорте с 28 до 32 руб. Увеличить тариф, который не менялся последние пять лет, компания попросила осенью прошлого года. Сейчас себестоимость одной поездки составляет 38 руб.— она складывается из расходов на оплату труда, электроэнергию, топливо и других. При этом за последние пять лет стоимость услуг значительно возросла, по данным предприятия, тариф на электроэнергию вырос на 41%, на дизтопливо — на 58%.
Как подчеркнул главный инженер «Гортранса» Михаил Щипанов, любой рост тарифов повлечет за собой временный отток пассажиров, однако, по его мнению, из-за инфляции предприятию не удастся избежать и дальнейшего повышения цен на проезд. Работу предприятия усложняет наличие долга в 594 млн руб. «Повышение цены немного улучшит финансовое состояние нашего предприятия, позволит снизить долги, но всех производственных проблем такое повышение не решит,— пояснил главный инженер.— Учитывая такой размер кредиторской задолженности, трудно говорить о нормальной работе предприятия».
Комфортной для себя стоимостью поездки в «Гортрансе» назвали сумму 50 руб.
Наличие долга, помимо прочего, негативно сказывается на транспортной инфраструктуре и качестве подвижного состава. Из-за изношенности путей «Гортранс» был вынужден ограничить скорость трамваев на некоторых участках вплоть до 10 км/час. «Таких аварийных участков в городе на сегодняшний день более 40 км. Думаю, эти цифры говорят сами за себя»,— заключил господин Щипанов. Директор филиала «Гортранса» по автобусным перевозкам Виктор Табаков добавил, что в ремонте также нуждаются около 40% автобусов предприятия. Стоимость ремонта оценивается в 150 млн руб.
Всего у «Гортранса» 452 трамвайных вагона, 233 троллейбуса и 498 автобусов. Средний возраст трамваев составляет 34 года при максимальном сроке эксплуатации в 18 лет, а троллейбусов — 25 лет при сроке эксплуатации десять лет. Средний возраст автобусов предприятия равен максимальному сроку эксплуатации — около восьми лет.
«Что подвижной состав по трамваям и троллейбусам морально и физически устарел — это все горожане прекрасно видят на улице. Да, он нуждается в обновлении, но говорить, что нам надо больше или меньше… Я считаю, что этих цифр для потребностей Екатеринбурга достаточно»,— пояснил Михаил Щипанов.
В «Гортрансе» также отметили, что другой проблемой предприятия является нехватка персонала. Всего компания нуждается в 578 водителях, 318 ремонтных рабочих и более 1 тыс. кондукторов. По словам Виктора Табакова, кадровый дефицит образовался из-за низкой зарплаты и нежелания молодежи работать на предприятии. «Молодежь сейчас физически работать не хочет. Они же все хотят быть менеджерами или блогерами»,— возмутился он, подчеркнув, что сейчас средний возраст водителей составляет 48 лет, кондукторов — 50 лет. Средняя зарплата на предприятии — 35 тыс. руб.
Помимо этого, около 7% персонала покинули предприятие из-за начала пандемии коронавируса. «Люди испугались, ушли, наверное, только из-за коронавируса. Это в основном были люди в возрасте»,— рассказал заместитель гендиректора по эксплуатации Андрей Ившин. Остальные, как правило, переходят на работу в такси, службы доставки и другие сферы.
Одним из вариантов выхода «Гортранса» из кризиса является переход на брутто-контракты с перевозчиками, считает директор по решениям в области общественного транспорта компании компании Simetra Владимир Валдин. «Проблема в том, что городской транспорт никогда не будет прибыльным при текущей эксплуатации. Его прибыль находится не в билетиках, а в обеспечении среды»,— пояснил господин Валдин «Ъ-Урал». В свою очередь, единственным способом привлечения молодежи в транспортную сферу эксперт назвал повышение заработной платы.