Праздник не в каждый дом
Большинство жителей довольно проведением 800-летия Нижнего Новгорода
Усилия властей по проведению 800-летия Нижнего Новгорода, которое обошлось бюджету и крупному бизнесу более чем в 30 млрд руб., большинство нижегородцев оценивают позитивно. Как следует из опроса, проведенного социологами по заказу АНО «Центр 800», жители считают, что праздник положительно отразился на жизни города, но полученный импульс развития скоро угаснет. Согласно опросу, недовольство у нижегородцев вызвали многочисленные стройки. Каждый пятый заявил, что юбилей его не интересовал, а каждый десятый не смог попасть на праздничные мероприятия.
Почти 78% жителей Нижегородской области довольны организацией празднования 800-летия регионального центра. Исследование показало, что недовольны праздником 21,4% нижегородцев, из них «абсолютно недовольны» 5,7%. Эти данные содержатся в социологическом опросе, который по заказу АНО «Центр 800» провел Научно-исследовательский институт проблем социального управления. В опросе приняли участие 2 тыс. человек, из них 60% — жители Нижнего Новгорода.
Как писал «Ъ-Приволжье», на подготовку к юбилею было потрачено более 30 млрд руб., в том числе 6 млрд руб. вложил бизнес.
Часть нижегородцев сомневалась в необходимости многомиллиардных затрат на проведение юбилея, говоря о том, что в первую очередь средства должны направляться на решение социальных проблем и медицину, особенно в период пандемии коронавируса. Другие в социальных сетях жаловались, что не могут свободно перемещаться по городу из-за многочисленных строек. Третьи были недовольным тем, что не могут попасть на концерты и шоу из-за антиковидных ограничений.
Представители малого и среднего бизнеса сетовали, что их не привлекают к организации праздничных меропрятий, отдавая подряды компаниям из других регионов.
Однако, как следует из данных опроса, 69,3% респондентов считают, что праздник оказал положительное влияние на все сферы жизни города. Тех, кто не согласен с этим мнением, оказалось 9%, еще 21,6% не смогли оценить значение юбилея для развития города. Всего 31% опрошенных считают, что заданный темп развития «точно» будет продолжен, более половины полагают, что тренд скорее сохранится, 18,7% уверены, что положительный импульс быстро угаснет.
Каждый пятый респондент заявил, что не посещал праздничные мероприятия, почти 35% побывали на двух-пяти, 33,5% — минимум на одном.
Недоступными торжества сочли 10,8% опрошенных. Почти 68% нижегородцев не заметили серьезных проблем с их посещением, а 21,6% участников опроса сочли праздничные события «частично доступными».
Подавляющее большинство (84,5%) согласно с тем, что благодаря празднику Нижний Новгород стал заметней и ярче. Противоположной точки зрения придерживается 15,5%. При этом 74% опрошенных рады, что в столицу Приволжья приедет больше туристов, «скорее недовольны» этим 19,1%, еще 5,3% эта ситуация категорически не устраивает.
Основной причиной недовольства 75,5% нижегородцев стали длительные сроки благоустройства, «доставившие немало проблем». Более четверти завили, что объекты для ремонта были выбраны неправильно.
Глава бюджетного комитета в областном заксобрании, председатель правления ПАО «НБД-Банк» Александр Шаронов считает, что юбилей прошел на высоком уровне: «Праздник реально удался. Это было очень красивое и запоминающееся событие».
Президент Ассоциации отельеров Нижегородской области Константин Клюев полагает, что с профессиональной точки зрения у владельцев отелей и гостей города «почти нет претензий к формату мероприятий и тому, как они организованы». Владельцы гостиниц изучали мнение гостей на протяжении всего года. «Единственным негативным моментом стал период в июне-июле, когда весь город был перекопан и туристические группы натыкались на заборы и стройки», — считает господин Клюев.
По его словам, отельеры надеются на отложенный эффект от 800-летия: «Мы видим, что часть клиентов возвращается в Нижний Новгород повторно. Надеемся, что этот процесс будет идти весь 2022 год, и туристы вернутся, чтобы посмотреть на то, что не смогли увидеть из-за большого количества строек в прошлом году».
Руководитель продакшн-студии Руфина Клишковская считает, что юбилей города «получился шикарным». По словам предпринимательницы, она в числе большинства нижегородцев смотрела на праздничные концерты издалека — по телевизору или с берега реки: «К лучшему, на мой взгляд, изменились Нижегородская ярмарка, территория Стрелки, набережная Гребного канала и даже парк "Швейцария", к благоустройству которого я относилась настороженно». Говоря о своем бизнесе в праздничный период, который наложился на пандемию коронавируса, предпринимательница отметила, что он «едва не загнулся».
«До пандемии мы делали презентационные ролики к конференциям и форумам. Из-за коронавируса мероприятия отменили, а вместе с ними наши заказы. Государство нас никак не поддержало, посчитав, что с нашим видом деятельности по ОКВЭД все хорошо, а организаторы праздника отдавали большую часть заказов компаниям из других регионов. Наверное, наша студия слишком маленькая, а я совсем не зубастая, чтобы отгрызть себе в эти смутные времена кусочек праздничного пирога. Сейчас мы научились работать в новых условиях. Так что, если губернатор или его заместители беспокоятся, как мы там, то не стоит, все у нас хорошо», — говорит Руфина Клишковская.