«Сад на крыше и фонтан в вестибюле»

Дмитрий Буткевич — о рейтинге музейных зданий

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о Музее ковра в Баку, Лувре в Абу-Даби и Kunst Haus в Вене.

Kunst Haus в Вене

Фото: Gaetan Bally / Keystone / AP

Коллеги из ARTnews решили собрать в одном рейтинге 25 лучших музейных зданий за прошедшие 100 лет. Посмотрим вместе?

На 25-е место они поместили здание Музея ковра в Баку. Это почетно и приятно — все-таки бывшие соседи по Союзу. Музей построил в 2014 году архитектор Франц Янц. Здание было открыто через четыре года после того, как ЮНЕСКО внесла вековую традицию азербайджанского ковроткачества в список нематериального культурного наследия человечества. Музей был открыт на фоне архитектурного бума в Баку, где двумя годами ранее Заха Хадид открыла знаменитый Центр Гейдара Алиева.

Музей ковра в Баку

Фото: Bibikow Walter / Hemis.fr / AFP

Я, к сожалению, видел только начало возведения центра, а «ковер» не застал вовсе — крыша музея сделана именно в виде заворачивающегося азербайджанского ковра. Международная пресса Янца критиковала и за внешний вид здания, писали, что это нечто среднее «между восхитительным и ужасным», и за тесное общение с президентом Азербайджана.

На 19-м месте Лувр Абу-Даби, Жан Нувель, 2017 год. Это гигантский стальной купол, перекрещивающиеся элементы которого пропускают солнечный свет и рассеивают его вокруг основного здания. А вообще музей состоит из 55 отдельных строений и расположен на отдельном острове.

Лувр в Абу-Даби

Фото: Jon Gambrell / AP

14-е место — Kunst Haus в Вене, 1991 год. Великий и безумный Фриденсрайх Хундертвассер, который называл прямые линии «безбожными и аморальными». Он отремонтировал мебельную фабрику Thonet конца XIX века (это та компания, которая изобрела культовый стул для бистро) и покрыл фасад здания лоскутным одеялом из мозаики, часто расположенной в виде волнистой черно-белой сетки, перемежающейся цветными вкраплениями. Добавил причудливые колонны, собранные из найденных предметов, волнообразные полы. По словам Хундертвассера, «неровный пол — это мелодия для ног». Сад на крыше и фонтан в вестибюле. В нынешнем состоянии Kunst Haus не хватает нескольких ключевых элементов эковидения архитектора, таких как биотуалеты, например. В галереях проходят постоянные выставки работ самого Хундертвассера, а также временные выставки современных художников.

Вся лента