Госдеп призвал Россию освободить жену чеченского судьи в отставке Янгулбаева
США обеспокоены десятками сообщений о похищениях и произвольных задержаниях родственников чеченских правозащитников и диссидентов, сообщил Госдепартамент страны. Ведомство отметило, что зафиксированы случаи задержания граждан в других регионах и их вывоз в республику, в том числе Заремы Мусаевой — жены чеченского судьи в отставке Сайди Янгулбаева и матери правозащитника Абубакара Янгулбаева.
«В дополнение к инцидентам внутри Чечни имел место целый ряд случаев, когда людей задерживали в других частях Российской Федерации и насильно доставляли в Чечню. <...> Мусаеву на прошлой неделе увезли из Нижнего Новгорода. Мы призываем к немедленному освобождению всех, кто был несправедливо задержан»,— говорится в заявлении представителя Госдепа США Неда Прайса.
Госдеп отверг «попытки главы Чечни Рамзана Кадырова очернить правозащитников и независимых журналистов». Вашингтон призвал его прекратить «преследование инакомыслящих, представителей ЛГБТКИ+, религиозных и этнических меньшинств и других людей». США также призвали федеральные власти воздержаться от «потворствования репрессивным действиям», в том числе транснационального характера, и привлечь к ответственности виновных в «вопиющих нарушениях прав человека в Чечне».
Зарему Мусаеву задержали на прошлой неделе. Ее увезли представители чеченских силовых структур из ее квартиры в Нижнем Новгороде, где она проживала с мужем, судьей Верховного суда Чечни в отставке Сайди Янгулбаевым. Их сын Абубакар Янгулбаев, юрист «Комитета против пыток» (юрлицо комитета было объявлено иноагентом в РФ, сейчас организация работает без образования юрлица) уехал из России в декабре 2021 года после задержания и допроса по делу об оправдании терроризма. После угроз главы Чечни Рамзана Кадырова в адрес семьи Сайди Янгулбаев тоже уехал из страны.
Глава СПЧ Валерий Фадеев сообщал, что Зарема Мусаева арестована на 15 суток. Власти Чечни объясняли это оскорблением полицейского. Они также утверждали, что Зарема Мусаева напала на сотрудника правоохранительных органов.
Подробнее о ситуации — в материале «Ъ» «Семья преткновения».