Ностальгический детектив
Мел Гибсон в фильме «Вальдо»
В прокат вышел фильм Тима Киркби «Вальдо» (Last Looks), жанр которого можно обозначить слегка старомодным определением «иронический детектив». Сама картина тоже ориентируется на старые добрые образцы легкого криминального жанра откуда-то из голливудских 1980-х, и местами ей даже удается им соответствовать, считает Юлия Шагельман.
Чарльз Вальдо (Чарли Ханнэм), высокий блондин, чью красоту скрывает развесистая борода, зато подчеркивает склонность режиссера Киркби снимать его обнаженным во время водных процедур, живет в трейлере в лесу, вдали от цивилизации и устойчивой сотовой связи. Он придерживается принципов аскетизма и экологичности: медитирует по утрам, моется под водопадом, питается овощами, которые сам выращивает, и яйцами от кур, которых сам разводит, и владеет всего сотней вещей (одна футболка, одни штаны, одна тарелка, одна ложка и так далее — правда, среди этой сотни есть электронная читалка и ноутбук, так что Чарли отказался не от всех достижений технического прогресса). В один прекрасный день его уединение нарушает старая знакомая Лорена Насименто (Морена Баккарин), которая подвизается частной сыщицей — и, видимо, успешно, так как ездит на Porsche. Она предлагает Вальдо, который перед тем, как заделаться отшельником, был самым молодым детективом в полиции Лос-Анджелеса, помочь ей в новом расследовании.
Дело это сенсационное: жена знаменитого актера Алистера Пинча (Мел Гибсон) была найдена мертвой в их доме. Поскольку, кроме супругов, там никого не было, Алистер — главный подозреваемый, при этом в роковую ночь он был пьян настолько, что сам не уверен в том, что не убивал жену. Однако Уилсону Сикорски (Руперт Френд), главе студии, снимающей популярный сериал с Пинчем в главной роли, надо во что бы то ни стало доказать невиновность звезды, для чего он и поручил Лорене нанять Вальдо. Тот, однако, совсем не хочет впутываться в эту историю, ведь с Лос-Анджелесом у него связаны исключительно дурные воспоминания, и вообще он давно покончил с большими городами, их коррупцией и грязью, реальной и метафорической.
Конечно, свое мнение герой переменит — иначе никакого фильма бы не было. Он приезжает в город, как пристало экоактивисту, на велосипеде, и немедленно вляпывается в запутанную интригу с участием местных уличных банд, наркоторговцев, таинственных миллионеров, департамента полиции Лос-Анджелеса, где его считают предателем, и даже симпатичной детсадовской воспитательницы (Люси Фрай). В процессе Чарли также знакомится с производственным процессом съемки сериалов и проникается искренней симпатией к Алистеру Пинчу. Мел Гибсон играет практически пародию на самого себя, этакого Актер Актерыча старой закалки, который никогда не выходит из образа. Он может и явиться на съемочную площадку пьяным, и дать по роже ассистенту, виноватому только в том, что не вовремя улыбнулся, зато играет гениально в любом состоянии и очень-очень любит свою маленькую дочку. Понятно, что здесь авторы сознательно обыгрывают скандальную репутацию самого Гибсона (порой оказываясь за гранью хорошего вкуса), но по крайней мере скучным его персонажа не назовешь. Еще одно украшение каста — Руперт Френд в маленькой, но эффектной роли циничного продюсера, озабоченного не столько тем, что его подопечного обвиняют в убийстве, сколько рейтингами своего шоу.
В наше время ленты вроде «Вальдо» чаще можно встретить на стримингах, в качестве непритязательного развлечения на вечер, чем в широком прокате. Это всего второй полнометражный фильм Тима Киркби, в основном он работал в комедийных сериалах. «Вальдо» тоже иногда кажется завязкой такого сериала — персонажи яркие, отдельные эпизоды забавные, но некоторые сюжетные линии возникают из ниоткуда и обрываются внезапно, как будто у авторов в запасе еще с десяток серий, чтобы связать все концы с концами. Однако детективная интрига достаточно крепкая, а в настроении картины чувствуется приятная ностальгия по тем временам, когда и Гибсон был моложе и свежее, и мы вместе с ним. На один вечер этого точно хватит.