Воздушные перевозчики перевозят воздух
Европейские авиакомпании совершают тысячи рейсов-призраков ради сохранения слотов
Авиакомпании и экоактивисты говорят о том, что этой зимой в Европе будет совершено более 100 тыс. фактически ненужных рейсов. Это связано с правилами, по которым для сохранения слотов в аэропортах авиакомпании должны постоянно использовать их, даже если достаточного количества пассажиров нет. Чиновники заявляют, что проблема преувеличена, а правила сохранения слотов и так были смягчены в начале пандемии.
На холостом ходу
На этой неделе Greenpeace выпустила исследование о том, что только за нынешнюю зиму в Европе будет совершено как минимум 100 тыс. «рейсов-призраков» — рейсов авиакомпаний с полностью или почти полностью незагруженными самолетами. Авиакомпании вынуждены совершать такие рейсы, чтобы сохранить за собой слоты — время, выделенное в аэропорту для прибытия или отправления в конкретный день и час. В начале января эту практику уже критиковала активистка Грета Тунберг.
Как отмечают в Greenpeace, вредные выбросы в атмосферу от такого количества пустых рейсов достигают 2,1 млн тонн парниковых газов — и эквивалентны выбросам 1,4 млн автомобилей за год.
«Мы находимся посреди климатического кризиса, а выбросы в транспортном секторе в ЕС растут быстрее прочих сфер: бессмысленные и загрязняющие атмосферу рейсы-призраки — лишь верхушка айсберга. Со стороны ЕС было бы безответственно не воспользоваться легкой возможностью (сокращения выбросов.— “Ъ”): прекратить рейсы-призраки и запретить короткие перелеты по направлениям, где есть подходящее железнодорожное сообщение»,— заявил представитель запущенной Greenpeace кампании «Европейская мобильность для всех» Хервиг Шустер.
В соответствии с правилом use-it-or-lose-it («используй или теряй») авиакомпании должны осуществлять по меньшей мере 80% рейсов, предусмотренных выделенным им слотом, чтобы не лишиться его в будущем. С началом пандемии Еврокомиссия временно отменила это правило, но в октябре 2021 года ввела снова, снизив при этом долю обязательных рейсов до 50%. В марте доля снова будет повышена до 65%. По некоторым данным, к лету планируется вернуть изначальные 80%. Власти Великобритании, где сейчас также действует норма 50%, тоже собираются к лету повысить ее до 70%.
Слоты — очень важный для авиакомпаний актив, они дорого стоят, а получить дополнительные слоты сложно.
«Слоты являются ценным активом для авиакомпаний, потому что на них основывается расписание авиакомпаний. Если авиакомпания теряет слоты, особенно в очень загруженных аэропортах с высокой конкуренцией, она становится менее конкурентоспособной и потенциально теряет пассажиров. У авиакомпании могут уйти годы, чтобы вернуть эти слоты, или много денег, чтобы купить или арендовать их,— сообщил в интервью “Ъ” транспортный аналитик и глава исследовательской компании Atmosphere Research Генри Хартевельдт.— Не продлевая введенные в 2020 году смягчения правил по слотам, аэропорты вынуждают авиакомпании совершать ненужные дополнительные рейсы — что еще больше повышает нагрузку на их операционный бюджет и ведет к дополнительным углеродным выбросам в атмосферу. Аэропорты, которые вынуждают авиакомпании использовать слоты, чтобы сохранить их, действуют эгоистично».
Охотники за привидениями
Внимание к этой проблеме привлекали не только Greenpeace и другие экоактивисты, но и некоторые авиакомпании. Еще в декабре генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор заявил в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, что из-за распространения «омикрона» спрос на перелеты снизился, так что авиакомпания уже отменила 33 тыс. рейсов. И тем не менее Lufthansa в течение этой зимы придется совершить 18 тыс. ненужных рейсов только для того, чтобы сохранить за собой слоты. Это соответствует примерно 5% всех рейсов авиакомпании.
«В то время как почти во всех других регионах мира были сделаны исключения, щадящие климат, в ЕС такого не разрешили»,— отметил господин Шпор, добавив, что это противоречит собственным целям ЕС по борьбе с вредными выбросами в атмосферу.
«Если бы не риск потери слотов в некоторых европейских аэропортах, мы бы, скорее всего, отменили их и объединили с другими рейсами»,— отмечают в Lufthansa.
В Brussels Airlines, которая принадлежит Lufthansa, также сообщили о 3 тыс. ненужных рейсов. Другие авиакомпании не сообщили, какое количество рейсов им приходится совершать пустыми или полупустыми. Поэтому подсчеты Greenpeace основаны именно на заявлении господина Шпора: 18 тыс. пустых рейсов у Lufthansa при доле этой авиакомпании в ЕС на уровне 17% дают около 100 тыс. рейсов в целом.
Генеральный директор крупнейшего европейского лоукостера Ryanair Майкл О`Лири уже раскритиковал позицию Lufthansa, заявив, что авиакомпания препятствует деятельности конкурентов.
«Lufthansa любит лить крокодиловы слезы об окружающей среде, делая при этом все возможное, чтобы защитить свои слоты… Вместо того чтобы пускать пустые рейсы с единственной целью оставить за собой эти слоты, Lufthansa должна продавать места на этих рейсах по низким ценам, вознаградив тем самым немецких и европейских налогоплательщиков, субсидировавших ее миллиардами евро во время связанного с COVID кризиса»,— заявил господин О`Лири в середине января.
Он также призвал Еврокомиссию заставить Lufthansa и другие субсидируемые государствами авиакомпании освободить слоты, чтобы «охотники за привидениями» (Ghostbusters — указание на ghost flights, то есть те самые рейсы-призраки.— “Ъ”), такие как Ryanair, могли предложить более дешевые билеты по этим направлениям. Другой лоукостер, венгерский Wizz Air, также поддержал сохранение действующих правил и передачу неиспользуемых слотов другим авиакомпаниям.
В Еврокомиссии отказываются признавать наличие каких-либо проблем из-за правила о сохранении слотов. «С нашей точки зрения, это ненужная шумиха. У нас нет свидетельств от какой-либо авиакомпании, включая Lufthansa, о каком-то количестве выполняемых пустых рейсов»,— заявили в Еврокомиссии.
Там отметили, что количество рейсов этой зимой находится на уровне 73–78% показателей 2019 года, а по итогам 2022 года вырастет до 88% этого уровня. «Пустые рейсы вредны с точки зрения экономики и окружающей среды, поэтому мы приняли меры, позволяющие авиакомпаниям не совершать такие рейсы.
Если авиакомпании решили оставить пустые рейсы, это решение компании, не являющееся результатом действующих в ЕС правил»,— говорится в другом заявлении Еврокомиссии.
Международный совет аэропортов (ACI) поддержал позицию Еврокомиссии, отметив, что доля и так была снижена, чтобы помочь авиакомпаниям в условиях пандемии. Как отмечает генеральный директор европейского подразделения ACI Оливье Янковец, пустых рейсов не было. А само по себе сохранение авиасообщения при снижении пассажиропотока, по мнению господина Янковеца, важно с экономической и социальной точки зрения.
В беседе с “Ъ” авиационный эксперт и основатель консалтинговой компании R.W. Mann & Company Роберт Манн отметил, что сохранение полетов важно и для аэропортов.
«Аэропорты предпочитают, чтобы слоты использовались, потому что это единственный способ для них получить деньги (по посадочному весу самолета, если не по количеству улетающих/прилетающих пассажиров)»,— считает он.
Кроме того, по мнению господина Манна, это позволяет пилотам сохранять квалификацию и регулярность полетов, чего не было бы при отмене большого числа рейсов. Значит, пилотам пришлось бы массово проходить переподготовку.