Пивный новый мир
Российские потребители ищут в пиве нестандартные вкусы
Спрос на пиво в России в 2021 году продолжил расти, несмотря на высокую базу 2020 года. Драйвером категории стали нестандартные пивные напитки, продажи которых увеличились на 12,75%, тогда как оборот традиционного пива немного сократился. Тренд может сохраниться в том числе за счет увеличения доли импорта и продукции небольших пивоварен.
Как следует из данных ЕГАИС, по итогам 2021 года розничные продажи пивной продукции в России выросли почти на 0,7%, до 753,92 млн дал, год к году. Основным драйвером рынка стали пивные напитки (могут содержать иные ингредиенты кроме солода, хмеля и пивных дрожжей), оборот которых увеличился на 12,75%, до 88,42 млн дал. Продажи традиционного пива в то же время снизились на 0,7%, до 665,5 млн дал. Для сравнения: в 2020 году продажи пивных напитков росли на 4%, а традиционного пива — на 3,68%.
В NielsenIQ заметили снижение темпов роста продаж пива в целом: с 4,4% в 2021 году до 2,7% в натуральном выражении.
В денежном выражении показатель вырос с 5,4% до 6,5%, что может быть связано с повышением средневзвешенной цены на пиво на 3,7%, до 102 руб. за 1 л в прошлом году.
Производство пива и напитков на его основе в 2021 году также продолжило расти. В целом отгрузки увеличились на 2,8%, до 799,94 млн дал. Выпуск пивных напитков вырос на 15%, до 96,06 млн дал, традиционного пива — на 1,4%, до 703,88 млн дал. В результате пивные напитки в структуре производства нарастили долю с 10,7% до 12%, а доля традиционного пива размылась с 89,3% до 88%.
Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (BUD, Stella Artois, Corona Extra) Ораз Дурдыев говорит, что статистика еще раз подтверждает ошибочность введенной в России категории «пивных напитков», к которой относятся многие известные бренды, такие как Hoegaarden, Corona Extra, Leffe, считающиеся пивом во всем мире. По его словам, на рынке идет перераспределение предпочтений внутри сегмента.
Директор по корпоративным отношениям Heineken в России Алексей Воробьев согласен, что предпочтения покупателей сдвигаются от традиционных солодовых лагеров в пользу специалитетов, к которым можно отнести вкусовое пиво и крафт и которые в РФ считаются пивными напитками.
Такие бренды, как правило, и стоят дороже. Так, Leffe в «Перекрестке» продается по 129,9 руб. за бутылку 0,33 л без учета скидок, а Efes — по 53,9 руб. за бутылку 0,45 л.
Основатель сети «Беру выходной» Николай Желагин добавляет, что импортеры пива также могли начать чаще ввозить продукцию как «пивные напитки». Сигналом мог стать случай с бельгийской Lindemans — крупным производителем фруктового пива. Летом 2021 года стало известно о приостановке поставок Lindemans в РФ после решения таможни проклассифицировать фруктовую линейку компании из «Пива солодового» в «Напитки прочие сброженные», что привело к увеличению импортных пошлин на товар, поставленный за три предыдущих года. Другие импортеры могли сразу поменять классификацию товара во избежание подобных инцидентов. По данным NielsenIQ, в 2021 года продажи импортного пива в России выросли на 30,8%, а доля такой продукции увеличилась с 4,5% до 5,7%.
Председатель комиссии по производству пивоваренной продукции «Опоры России» Алексей Небольсин подчеркивает, что данные ЕГАИС подтверждают и отсутствие контрафакта на рынке, так как объем производства существенно превышает объем продаж. Он согласен, что рост категории связан с расширением линеек с новыми вкусами, так как предлагать в качестве новинки традиционное пиво компаниям уже сложно.
Господин Небольсин также указывает на рост числа пивоварен с мощностью до 300 тыс. дал в год, которые как раз склонны экспериментировать с рецептами.
В 2021 году число таких предприятий увеличилось на 4,6%, до 1,4 тыс., а их объем производства — на 13%, до 26,8 млн дал, год к году, говорит он.
По словам Николая Желагина, доля пивных напитков может продолжить расти и в этом году, так как из-за резкого удорожания солода производители могут начать снижать использование этого сырья, что будет выводить их напитки из категории традиционного пива. Глава совета Ассоциации производителей пива Андрей Губка говорит, что результаты 2022 года во многом будут зависеть от ключевых регуляторных рисков, которые влияют на стоимость пива и спрос, в частности от маркировки. В отрасли настаивают на поэтапном введении этой меры, указывает он. В Минпромторге и операторе системы маркировки ЦРПТ ранее говорили, что рисков для отрасли не видят.