В борьбе за власть в Казахстане поставлена дочка
Касым-Жомарт Токаев возглавил правящую партию
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в пятницу окончательно закрепился в статусе политического пенсионера. Пост главы правящей партии «Нур Отан» перешел от него к действующему президенту страны Касым-Жомарту Токаеву. В тот же день состав политсовета партии был обновлен примерно на 55%. В него среди прочих не попала дочь экс-главы республики Дарига Назарбаева. Объявив о «кардинальной перестройке» партии, господин Токаев сделал еще одно заявление, призванное продемонстрировать: казахстанская политика уже не та, что была раньше. Президент дал понять, что, в отличие от своего предшественника, надолго в кресле главы «Нур Отан» задерживаться не намерен.
Внеочередной съезд партии «Нур Отан» в пятницу подвел черту под казахстанским транзитом власти. Нурсултан Назарбаев лишился своего последнего значимого поста. В апреле прошлого года, а затем в январе — в разгар волнений в республике — экс-президент передал господину Токаеву, соответственно, посты председателя Ассамблеи народа Казахстана (консультационный орган при президенте) и Совета безопасности. Теперь нынешнему главе государства достался и пост председателя правящей партии «Нур Отан». Его кандидатуру поддержали все 389 участников съезда.
Получив новую должность, Касым-Жомарт Токаев немедленно отдал дань уважения наследию своего предшественника. «Давайте воздадим должное историческим заслугам первого президента, выдвинем на первый план его несомненные успехи и достоинства, а возможные просчеты оставим в назидание будущим руководителям нашей страны»,— привела в Twitter слова президента его пресс-служба. Отметив вклад Нурсултана Назарбаева в становление Казахстана как сильного государства, господин Токаев подчеркнул: «Будущее нации, которая отрицает прошлое и нападает на своих лидеров, туманно и безрадостно». В свою очередь, сам господин Назарбаев, выступая на съезде, сделал акцент на важности «консолидации общества, а также мира, стабильности и согласия в государстве».
Показательный шаг по перекройке наследия Елбасы (то есть лидера нации) был сделан уже в пятницу: состав политсовета — высшего представительного органа «Нур Отан» — был обновлен более чем наполовину. В новом списке не оказалось, например, ни дочери первого президента Дариги Назарбаевой, ни экс-премьера Аскара Мамина. Новый состав политсовета подчеркивает избранный господином Токаевым в 2019 году курс на либерализацию страны.
«Представленность женщин (в политсовете.— “Ъ”) выросла до 33,7%. Доля молодежи до 35 лет увеличилась в шесть раз, до 13%. Средний возраст снизился на четыре года, составив 47 лет. Количество госслужащих сократилось на треть»,— сообщила пресс-служба партии.
Был сделан акцент на взаимодействии с гражданским обществом: число представителей сферы образования, НПО и СМИ в составе органа выросло минимум в два раза.
Следующим шагом станет перезагрузка фракции «Нур Отан» в Мажилисе — нижней палате парламента. «Члены фракции должны быть далеки от формализма и заорганизованности, следует больше контактировать с представителями общественности»,— заявил президент. Партии в целом для претворения в жизнь «масштабной повестки модернизации» страны, что включает в себя «беспощадную борьбу с коррупцией», «потребуется не косметическая перезагрузка, а кардинальная перестройка всей работы», подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Говоря о проблемах общества, президент не забыл упомянуть о благотворительном фонде «Казахстан халкына» («Народу Казахстана»), о создании которого было объявлено 11 января. Цель фонда, который формируется из государственных и частных средств,— решение проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки. Переводить деньги в фонд, по мнению президента, на регулярной основе обязан крупный бизнес. Но, как оказалось, не все его представители горят желанием делиться. «Некоторые заметные в бизнесе персоны, которые являются частью олигополии и даже ее олицетворением, не спешат участвовать в благотворительной акции, инициированной главой государства. Это что: жадность, нигилизм, разгильдяйство или пренебрежение?» — возмутился господин Токаев. И тут же объявил о еще одной инициативе — подготовке специального указа, «регламентирующего процесс благотворительности со стороны крупного бизнеса».
Еще одним показательным жестом по пересмотру назарбаевских традиций стало обещание президента «через какое-то время», вероятно, к концу года, вернуться к вопросу его председательства в «Нур Отан». Поблагодарив за доверие, господин Токаев заявил: его конституционная обязанность — обеспечение согласованных действий всех ветвей власти и ответственности государственных органов перед народом. «Эти обстоятельства, безусловно, предполагают некое дистанцирование президента от деятельности любых партий и движений»,— сказал он.
Более того, президент указал, что «равноудаленный статус главы государства нужно окончательно закрепить в обширном пакете политических реформ».
«Сейчас Токаеву надо взять контроль над партией, потому что это в нашей ситуации означает контроль над представительной властью, а через нее — и над исполнительной,— заявил “Ъ” казахстанский политолог Данияр Ашимбаев.— При всем существующем негативном отношении к "Нур Отан" по Конституции на нее как на правящую партию замыкается практически все — включая, например, контроль над формированием правительства и принятие законов».