Самозанятым дают знак

Проект о возможности регистрации брендов гражданами уходит в Госдуму

Законопроект, позволяющий регистрировать товарные знаки гражданам, одобрен правительством к внесению в Госдуму. Эта мера нацелена прежде всего на самозанятых, которых в стране уже 4 млн человек. Эксперты отмечают, что новшество снимет бюрократические барьеры и позволит решить нынешние проблемы с регистрацией знаков на индивидуальных предпринимателей, но массовой подачи заявок от самозанятых они не ждут.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Правительство одобрило законопроект о возможности регистрации товарных знаков гражданами, сообщило в пятницу Минэкономики — теперь документ должен быть внесен в Госдуму. Сейчас по Гражданскому кодексу товарные знаки могут регистрировать только юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП).

Всего за 2021 год зарегистрировано почти 54,9 тыс. товарных знаков и подано более 107 тыс. заявок на эту процедуру от российских и иностранных предпринимателей (на 14% больше, чем годом ранее, см. “Ъ” от 13 января). Одобренный законопроект готовился с 2020 года, необходимость изменений объяснялась, в частности, неравным положением россиян и иностранных граждан, чьи заявки Роспатент регистрирует и без статуса ИП (поясним, что регистрация знаков на физлиц распространена в Европе, США, Китае). Отметим, что инициатива вызывала у экспертов опасения из-за возможного обострения проблемы так называемого патентного троллинга (когда, не имея ресурсов, «тролли» регистрируют на свое имя множество товарных знаков, а потом требуют компенсацию за их незаконное использование, см. “Ъ” от 7 июня 2021 года).

В Минэкономики отмечают, что нововведения направлены прежде всего на самозанятых.

По словам главы Роспатента Григория Ивлиева, «это поможет с продвижением услуг самозанятым, людям, оказывающим услуги по гражданско-правовым договорам, а также занимающимся, например, адвокатской деятельностью, нотариусам и патентным поверенным».

По данным Федеральной налоговой службы, количество самозанятых достигло уже 4 млн человек, их доход за время действия этого режима превысил 882 млрд руб. Основные сферы их деятельности — услуги такси, ремонтные работы, маркетинг, доставка товаров. Среди самых высокооплачиваемых направлений — IT, юриспруденция, проектировка.

По мнению CEO Rocket Humans и резидента экспертного клуба ЦСР Анастасии Усковой, прежде всего регистрация товарных знаков интересна самозанятым, производящим «товары своими руками и сотрудничающим с маркетплейсами, чтобы отстроиться от конкурентов». Но массовым, полагает она, этот процесс не будет — многие справляются, оказывая услуги под собственным именем, и не все зарабатывают достаточно, чтобы потратиться на регистрацию знака (от 25 тыс. руб.). Как отмечает замгендиректора компании «Ваш патент» Алексей Робинов, проект снимает бюрократический барьер — бывают ситуации, когда физлицо только собирается заниматься бизнесом и еще не зарегистрировало ИП, но уже хочет зарегистрировать товарный знак. «Приходится либо ждать после получения статуса ИП год, пока идет производство по заявке, либо на свой страх и риск, не дожидаясь регистрации знака, начинать работать — это может стать нарушением»,— говорит он.

Управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков полагает, что новшество упростит регистрацию и, скорее всего, увеличит количество подаваемых заявок. Сейчас, рассказывает он, остро стоит проблема регистрации товарных знаков на ИП (это выгодно, и юрлица переводили свои товарные знаки на них). Из-за ужесточения требований многие ИП прекратили деятельность, и огромное количество знаков оказалось под угрозой аннулирования.

«В каких-то случаях проблем удавалось избежать, например внося изменения в адрес регистрации, поменяв Россию на другую страну, но это редкость. Спасти права на товарные знаки удается в одном случае из десяти»,— говорит Сергей Зуйков.

При этом, отмечает Алексей Робинов, с регистрацией товарных знаков гражданами встанет вопрос о защите персональных данных. «Во-первых, необходимо указание паспортных данных, чтобы физлицо можно было идентифицировать, иначе в случае споров по ФИО его будет не найти,— говорит он.— Во-вторых, возникнет проблема доступа к таким данным других лиц, которые оспаривают регистрацию товарного знака физлицом».

Евгения Крючкова

Вся лента