«Орел» встал на «Коньки»
Шесть наград кинопремии получил фильм Михаила Локшина
В Первом павильоне «Мосфильма» прошла 20-я церемония вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». Лучшим фильмом и лидером по количеству наград стала костюмная мелодрама «Серебряные коньки» Михаила Локшина.
По удивительному совпадению картина, снятая на «Студии ТриТэ» Никиты Михалкова, основателя Академии и главного идейного вдохновителя премии, была фаворитом с самого начала. Фильм, рассказывающий о романе графской дочки и курьера, переквалифицировавшегося в карманники, на фоне нарядного Петербурга 1900 года, выдвигался в двенадцати номинациях и победил в шести из них. Помимо главного приза, ему достались награды за лучший сценарий (Роман Кантор), лучшую операторскую работу (Игорь Гринякин), лучший монтаж (Мария Лихачева и Дмитрий Слобцов), а также лучшую работу художника-постановщика (Александр Загоскина) и художников по костюмам (Татьяна Патрахальцева и Галина Солодовникова). Помимо творческого коллектива и продюсеров, этим победам также может порадоваться Netflix, купивший фильм в марте 2021 года и выпустивший его на стриминге под брендом Netflix Originals — это была первая подобная сделка, коснувшаяся российского фильма, а не сериала.
Второе место по количеству номинаций на «Золотого орла» занимал фильм-катастрофа Алексея Нужного «Огонь», выдвинутый на награды в восьми категориях. В итоге ему достались три приза: за лучшие роли второго плана — Ивану Янковскому за мужскую и Ирине Горбачевой за женскую, а также лучшую работу звукорежиссера (Алексей Самоделко). Эта актерская награда была не единственной для семьи Янковских — «Золотого орла» за лучшую мужскую роль получил Филипп Янковский, сыгравший в фильме Глеба Панфилова «Иван Денисович» по повести Александра Солженицына. В благодарственной речи он отметил, как приятно быть награжденным в один вечер с сыном, и посвятил свою премию всем людям, которые сгинули в сталинских лагерях. Всего «Иван Денисович» был номинирован в семи категориях и победил в двух, получив также премию за лучшую режиссуру. Среди лидеров по числу номинаций была еще одна картина, посвященная теме репрессий, но представившая ее в фантасмагорическом ключе,— «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова также претендовал на семь призов, однако не получил ни одного.
Лучшей актрисой, по мнению академиков, стала Марина Аронова, сыгравшая в романтической комедии Алексея Нужного «Пара из будущего» — о супружеской паре, отправившейся на двадцать лет в прошлое, чтобы спасти свой брак.
В области телевидения фаворитом оказалась «Седьмая симфония» Александра Котта, выходившая на канале «Россия» и рассказывающая о создании и исполнении симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 1942 года. Она была названа лучшим сериалом, а Алексей Гуськов получил «Орла» за лучшую мужскую роль на телевидении. Надо отметить, что премия, раньше игнорировавшая проекты стриминговых сервисов, теперь выделила им отдельную номинацию. Впрочем, лучшим сериалом онлайн-платформ стал «Вертинский» Авдотьи Смирновой, показанный не только на стриминге Kion, но и на Первом канале. Награда за лучшую женскую роль на телевидении досталась Александре Урсуляк, сыгравшей в еще одном шоу Kion — «Пингвинах моей мамы» Наталии Мещаниновой.
Почетную награду за вклад в историю российского кинематографа получил актер Сергей Шакуров.