Международные системы теряют долю в РФ
Visa и MasterCard опасаются конкуренции с ЦБ
Международные платежные системы (МПС) представили финансовую отчетность, где поделились опасениями о рисках, которые могут помешать им конкурировать с местными игроками, в частности в РФ. В качестве таких факторов были названы протекционизм регулятора, развитие системы быстрых платежей (СБП) и выход новых игроков на платежный рынок. Эксперты считают такие опасения обоснованными — МПС могут потерять существенную долю рынка в России.
В конце прошлой недели крупнейшие МПС — Visa и MasterCard (MC) — опубликовали глобальную отчетность за четвертый квартал прошлого года. В своих отчетах платежные системы перечислили риски, которые могут помешать им достичь высоких результатов. Среди факторов, которые могут повлиять на финансовые результаты платежных систем, названы ограничения, связанные с коронавирусом, усиление надзора и регулирования на различных рынках, рост конкуренции, в том числе и со стороны технологических компаний. «Установленные правительством обязательства и/или ограничения в отношении международных платежных систем могут помешать нам конкурировать с поставщиками услуг в определенных странах…— отмечается в отчете Visa.— В России законодательство фактически запрещает нам обрабатывать внутренние трансакции. Контролируемая центральным банком Национальная система платежных карт (НСПК) является единственной организацией, которой разрешено осуществлять обработку внутри страны».
Видят МПС угрозу и в развитии СБП, отмечая, что центральные банки ряда стран, в том числе Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады и России, находятся в процессе разработки или расширения национальных платежных сетей в режиме реального времени, указано в материалах Visa.
Также там отмечается усиливающаяся конкуренция со стороны новых игроков, которые выходят на платежный рынок. В итоге все эти меры в странах, где они имеют место, могут снизить доходы компании, повысить ее расходы и даже «выдавить нас из страны».
В отчете НСПК за 2021 год отмечается, что по эмиссии доля платежной системы «Мир» за год выросла с 29% до 32,3%, а по объему операций — с 23% до 25%. При этом в концепции развития национальной платежной системы Банка России записано, что в 2024 году платежная система «Мир» должна по объему операций занимать на российском рынке 30%. СБП также активно развивается: если в декабре 2020 года через нее прошло около 30 млн платежей на 200 млрд руб., то в декабре 2021 года — более 130 млн платежей почти на 800 млрд руб.
По словам независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, пока рост НСПК и СБП происходит за счет уменьшения доли наличных, но в перспективе трех-пяти лет такой органический рост замедлится и встанет вопрос о других источниках роста на рынке РФ. Глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров считает опасения МПС абсолютно реалистичными. «С учетом текущей международной ситуации эти риски могут реализоваться не на среднесрочном горизонте, а уже в текущем году. Санкционное отключение карт МПС — уже апробированный в отношении России сценарий»,—указывает он.
«Да и без санкционных историй рыночное давление на них со стороны "Мира" и СБП будет только усиливаться»,— считает Роман Прохоров, уточняя, что в варианте эскалации и отключения доля МПС на российском рынке может стать менее 10%, при более «спокойном» развитии сценария она может сократиться до 20–30% (сейчас на карты Visa и MC приходится более 65% эмиссии).
«Независимо от предпосылок Visa и MasterCard будут вынуждены бороться за свою долю рынка в России, и при определенных обстоятельствах такое усиление конкуренции должно привести к росту стимулов от Visa и MasterCard для банков, к расширению дополнительных услуг по их картам, что в итоге может повысить общий уровень качества платежных услуг в России»,— считает независимый эксперт на рынке электронных платежей Андрей Вылегжанин. Но даже при хорошем сценарии доля международных платежных систем в России на горизонте пяти лет снизится на 5–10%, заключает он.
Впрочем, МПС легко сдаваться не намерены. Так, в MasterCard “Ъ” сообщили: «У нас амбициозные планы, и мы уверены, что конкуренция только способствует развитию и росту».