Токсичный контент внесут в реестр
Для чего в России решили создать каталог противоречащих общественной нравственности публикаций
В России появится реестр токсичного контента. Распоряжение проработать этот вопрос 29 января отдал лично Владимир Путин: с таким предложением к нему обратились члены Совета по правам человека (СПЧ). По задумке, в каталог войдут публикации об ЛГБТ-сообществе и радикальном феминизме. “Ъ FM” поговорил с автором идеи и выяснил, как будет работать новый реестр, и для чего он нужен. С подробностями — Иван Якунин.
Идею создать реестр токсичного контента высказал предприниматель, бывший топ-менеджер Rambler&Co Игорь Ашманов. Он объяснил, что в России есть каталог запрещенного контента, который ведет Роскомнадзор. А есть публикации, которые формально под ограничения не попадают, но «противоречат общественной нравственности», и якобы со временем подталкивают аудиторию к совершению уже противоправных действий. К таким темам он отнес зоофилию, радикальный феминизм, опасность прививок, поощрение ЛГБТ и отказ от рождения детей. Последнее господин Ашманов прокомментировал в подробностях:
«Чайлдфри-сообщество за последние пять лет увеличилось примерно в 100 раз, и в нем произошла чудовищная радикализация.
Детей они называют исключительно "личинки" и "паразиты", пропагандируют, что с мужчинами нельзя иметь дело в принципе — это не люди. Аборты, наоборот, приветствуют. Такие идеи противоречат всем установкам, которые есть в Конституции для сохранения народа, повышения рождаемости».
Пока даже сам автор не знает, что будет с контентом, который попадет в реестр. По его словам, информацию можно маркировать, занижать в выдаче, блокировать, а какую стратегию выберут платформы, его распространяющие, «вопрос отдельный». Кроме того, непонятно, какой именно контент считать токсичным. Господин Ашманов говорит, определять это будут волонтеры и специалисты. В качестве примера “Ъ FM” попросил предпринимателя оценить популярный сейчас сериал «Эйфория»: он установил рекорд HBO по просмотрам. В картине есть сцены употребления наркотиков, кроме того, часть персонажей принадлежат к ЛГБТ-сообществу, но на российском стриминге стоит маркировка «18+». Однако Игоря Ашманова это не убедило: «Маркировка "18+", конечно, не спасает. Вы же не хотите сказать, что до совершеннолетия ребенку нельзя смотреть ролики о наркотиках, а после — пусть смотрит. Вообще в России пропаганда наркотических веществ запрещена в принципе. И я подозреваю, что этот сериал просто каким-то образом обошел запрет, но ненадолго».
По итогу, как говорит автор идеи, должна получиться «общая национальная этическая платформа по поведению в сети», и запустится она уже в 2022 году. В поручении Владимира Путина сказано, что ответственный за исполнение — первый замглавы Администрации президента Сергей Кириенко — должен подготовить доклад к 1 июня. До этого момента, судя по всему, пройдут некие общественные слушания. Их итог неочевиден, потому что среди россиян нет консенсуса, какой контент считать токсичным, рассказала ведущий научный сотрудник «Левада-центра» (внесен Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) Наталия Зоркая: «Отношения к ЛГБТ-сообществу сейчас напряженное. Терпимость к другим на низком уровне. Хотя если переводить вопросы в правовое поле, то представители сексуальных меньшинств должны иметь аналогичные права, кстати, так считает большинство. Феминизм для обычных людей — чужой язык — они в таких категориях не мыслят. Кроме того, в России вообще очень высокий уровень поддержки абортов. Это, скорее, рассматривается как неотъемлемое право женщины».
Отдельный вопрос, что ждет платформы, на которых распространяется потенциально токсичный контент. Игорь Ашманов говорит, что новых законов реестр не потребует. А киберадвокат Саркис Дарбинян уверен, что где-то наказание за неисполнение для компаний все-таки пропишут: «Их также будут стараться штрафовать и привлекать к ответственности за распространение этого контента, что в итоге приведет к большему ухудшению ситуации со свободой слова. И при этом, конечно, никакой практической пользы от этой инициативы никто не видит».
Журналисты не раз обращались за комментарием к самим компаниям, упомянутым господином Ашмановым: это «ВКонтакте», «Яндекс», Rambler&Co, Google. Все они от комментариев отказались. Возможно, потому что считают появление такого реестра нереалистичным. Хотя в беседе с “Ъ FM” автор идеи сказал, что показал ее Владимиру Путину только после того, как нашел поддержку в СПЧ, общественной палате и нескольких управлениях администрации президента.