И в заключении
Рамилю Саитову отправляют в колонию-поселение
Башкирская национальная активистка Рамиля Саитова будет этапирована в колонию-поселение для отбывания наказания по уголовному делу об экстремизме. Вчера Верховный суд Башкирии оставил в силе приговор, о пересмотре которого просили и прокуратура, и сторона защиты. С учетом проведенного в СИЗО времени, Рамиле Саитовой предстоит пробыть в колонии около полугода. Вину в преступлении она не признала. Активистка утверждает, что в видеороликах с призывами выселить из республики армян и снести поклонные кресты снялась не она, а похожая на нее женщина.
Верховный суд Башкирии в понедельник оставил в силе приговор Кировского районного суда Уфы, в ноябре признавшего виновной в публичных призывах к экстремистской деятельности башкирскую национальную активистку Рамилю Саитову (ч.2 ст. 280 УК РФ). В основу обвинения легли видеоролики из YouTube, в которых активистка призывала выселить из Башкирии армян и снести поклонные кресты. Судья Александр Жуковский не нашел оснований для пересмотра приговора. Рамиля Саитова будет этапирована из СИЗО 1, где она находится год и три месяца с момента задержания, в колонию-поселение. С учетом времени, проведенного под стражей, в заключении она пробудет около шести месяцев (приговорена была к трем годам лишения свободы). Ей также запрещено в течение двух лет быть администратором сайтов в интернете.
Приговор обжаловали обе стороны: прокуратура настаивала на ужесточении наказания до 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима, защита просила оправдать активистку или отправить уголовное дело на пересмотр в суд первой инстанции. По мнению гособвинения, вина Рамили Саитовой доказана лингвистическими экспертизами и показаниями свидетелей.
Защита Рамили Саитовой представила ряд причин для оправдания подзащитной.
Около двух часов адвокат Гарифулла Яппаров рассуждал о законности установки поклонных крестов в республике. По его словам, кресты в башкирских селах устанавливались без учета мнения местных жителей, а некоторые из них из-за своей обветшалости представляют опасность. Таким образом господин Яппаров пытался убедить суд в том, что призывы сносить кресты в фигурирующих в деле видеороликах нельзя считать экстремистскими. Второй основной аргумент адвоката заключался в том, что на видеороликах запечатлена не Рамиля Саитова, а похожая на нее женщина.
Гарифулла Яппаров также заявил, что в ходе следствия и рассмотрения дела в райсуде было допущено большое количество нарушений: допросили не всех экспертов, диски с видеороликами оказались не опечатаны, большинство ходатайств защиты осталось без удовлетворения. Адвокат акцентировал внимание на том, что уголовное дело политическое и было инициировано по заявлению человека по фамилии Аветисян — якобы родственника супруги главы Башкирии Радия Хабирова Каринэ Хабировой (в девичестве Аветисян. — «Ъ»). В суде вопрос родства заявителя и госпожи Хабировой не исследовался.
Адвокат Эльвира Шамсутдинова говорила, в основном, о нарушениях в ходе следствия и в СИЗО. Она отметила, что Рамилю Саитову лишили возможности самостоятельно явиться в СКР для дачи показаний — ей не присылали повестку и задержали во время обыска, в ходе которого оперативники выломали дверь и изъяли из квартиры технику. Условия содержания в следственном изоляторе адвокат назвала пыточными.
Сама Рамиля Саитова просила суд ее оправдать. Она повторила аргументы адвоката о том, что на видеороликах не она, а похожая не нее женщина, представившаяся ее именем. Правда, как отметила активистка, с мнением «этой женщины» она, во многом, согласна. Рамиля Саитова рассказала суду, как пришла в оппозиционную политику после того, как, по ее словам, осталась без бизнеса и без денег. Она обозначила, что считает важным доказать незаконность приговора, так как планирует продолжать политическую деятельность и не хочет, чтобы ее репутация была дискредитирована.
Активистка пожаловалась на условия содержания в СИЗО: по ее мнению, они не подходят для женщин и для обвиняемых по статьям средней тяжести. Несколько раз она пыталась высказать мнение о христианстве, иудаизме, исламе и армянах, но судья прерывал ее, требуя говорить по существу дела. Три раза подсудимая начинала цитировать Коран. «У нас здесь не урок теологии», — останавливал ее судья. Завершая выступление, Рамиля Саитова заявила, что не признает федеральный суд и участвует в заседании исключительно из уважения к своим адвокатам, журналистам и знакомым, пришедшим ее поддержать. Силовые структуры, отметила она, не добились исправительного эффекта, поместив ее в изолятор, так как «мнение зрелого человека не может измениться под влиянием насилия».
Защита намерена обжаловать постановление Верховного суда в кассационной инстанции.