Инвесторы побежали за картошкой
Агрохолдинг Альберта Хуснуллина может выйти на новый рынок
Заметный рост цен на картофель в России в последние годы мог заинтересовать в этом бизнесе новых инвесторов. Так, выйти на рынок картофеля планирует агрохолдинг «Чистополье» Альберта Хуснуллина, сына вице-премьера Марата Хуснуллина. Эта компания исходно занималась производством в Татарстане зерна и молока. В 2021 году рентабельность в секторе превысила 40%, но может снизиться в будущем с ростом производства.
О планах агрохолдинга «Чистополье» заняться производством картофеля в Татарстане стало известно из публикаций в профиле на портале HeadHunter. В конце 2021 года холдинговая компания «Чистополье» начала поиск руководителя и нескольких специалистов по направлению картофелеводства. В их обязанности входит организация выращивания картофеля от подготовки почвы до сбора урожая, включая контроль за хранением и поставками. Гендиректор холдинговой компании «Чистополье» Гумер Закиров на вопросы “Ъ” не ответил.
«Чистополье» — новый проект Альберта Хуснуллина, сына вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. В периметр активов агрохолдинга входят агрофирмы «Чистопольская» и «Агрораздолье», которые выращивают зерновые на площади около 22 тыс. га, элеватор емкостью 26,5 тыс. тонн зерна, молочные фермы и пр. (см. “Ъ” от 18 октября 2021 года).
По словам собеседника “Ъ” в отрасли, для создания относительно крупного производства потребуется посадить картофель на площади от 1 тыс. га, а также построить хранилище, линии мойки, фасовки и пр. Общий объем инвестиций может превысить сотни миллионов рублей, оценил он.
Момент для выхода на рынок выглядит подходящим. По данным Союза участников рынка картофеля и овощей, на январь 2022 года средние оптовые цены на картофель были на уровне 28 руб. за 1 кг, что на 40–50% выше, чем годом ранее. Согласно Росстату, в рознице картофель в декабре 2021 года стоил 46,57 руб. за 1 кг, что на 59,75% дороже, чем годом ранее. Как следует из презентации Минсельхоза (копия есть у “Ъ”), рентабельность в производстве картофеля в 2021 году достигла 41,1% против 17,8% годом ранее. Текущая себестоимость производства — около 1 тыс. руб. за 100 кг.
Цены на картофель в 2021 году росли из-за сокращения площадей, валового сбора и нехватки рабочих рук, говорили в Союзе участников рынка картофеля и овощей. Очень жаркое лето и затяжные дожди с начала осени не позволяли проводить уборку на полях, из-за чего с нехваткой сырья столкнулся и крупнейший производитель картофельных чипсов в России под брендом Lay`s PepsiCo (см. “Ъ” от 21 сентября 2021 года). У агрохолдинга «АФГ Националь» на фоне сложных погодных условий урожайность производственного картофеля в 2021 году была 562 ц на 1 га против 568 ц на 1 га сезоном ранее, а урожайность семенного картофеля — менее 70% от плановой. По данным Минсельхоза, в 2021 году российские производители собрали более 6,7 млн тонн картофеля.
Директор Плодоовощного союза Михаил Глушков считает, что пока в России не будет принято системной программы поддержки картофелеводства, рентабельность в этом секторе будет находиться под давлением, а производство останется относительно рискованным.
В Минсельхозе разрабатывают федеральный проект, направленный на увеличение объемов производства овощей и картофеля к 2025 году не менее чем на 15%. По прогнозам министерства, в 2022 году производство картофеля должно превысить 7,2 млн тонн.
Старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Варвара Сердюкова отмечает, что государство сейчас очень внимательно следит в том числе за рынком картофеля и планирует меры поддержки для инвесторов, готовых войти в отрасль или расширить бизнес, и такие меры предусмотрены не на один сезон. Но после наблюдаемого сегодня уровня цен найдется немало желающих попытать себя в отрасли, и конкуренция может возрасти, добавляет она.