Молоко накипело
Заводы на Урале повысят цены на молочную продукцию из-за роста себестоимости
Производители молочной продукции в Свердловской области в 2022 году продолжат повышать цены из-за значительного удорожания производства. В прошлом году себестоимость выросла на 20–30%, однако рост цен на свою продукцию производители сдерживали в пределах 10%. В феврале повышение цен уже анонсировали Талицкий молочный завод (на 10%) и производитель мороженого Хладокомбинат №3 (на 20%). В Минсельхозе тенденцию к росту цен подтверждают, но считают, что он не будет резким.
Талицкий молочный завод, третий по объему и второй по выручке производитель молочной продукции в Свердловской области, в феврале повысит цену на свою продукцию на 10% на фоне роста себестоимости производства. Об этом «Ъ-Урал» рассказал руководитель предприятия Юрий Окунев. По его словам, за 2021 год себестоимость производства молочной продукции выросла на 20–25%. «Дорожает все: сырье, электроэнергия, логистика, упаковочные материалы. Стоимость картона, например, возросла процентов на 70. Сырое молоко каждый месяц дорожает на 1–1,5 руб. Но, несмотря на это, цену на продукцию в конце прошлого года мы повысили лишь на 7,5%»,— подчеркнул господин Окунев. Он не исключил, что в этом году предприятие может поднять цены еще несколько раз, хотя раньше делало это не чаще раза в год. Рост себестоимости и низкая наценка также отразились на рентабельности отдельных категорий товаров предприятия.
Так, Талицкий молочный завод планирует в ближайшее время сократить выпуск молока, но увеличить производство сметаны, творога и йогуртов.
Об аналогичных проблемах «Ъ-Урал» рассказали другие участники рынка. Гендиректор ООО «Молочный кит» («Три коровы два кота», «Наша Маша», «Полевское») Игорь Пехотин заявил, что в 2021 году себестоимость производства на некоторые виды продукции выросла на 30%, при этом закупочные цены увеличились лишь на 10%.
«Молочники одни из немногих, кто аккуратно подходит к повышению цен, что серьезно сказывается на рентабельности. В прошлом году несколько предприятий из-за убытков были вынуждены закрыться»,— отметил он.
Господин Пехотин добавил, что в этом году цены продолжат расти прямо пропорционально удорожанию производства. «Если цены на сырье не будут сильно расти, то и мы повышать их значительно не станем. На мой взгляд, государство могло бы оказывать поддержку отрасли не только дотациями и субсидиями, но и регулированием цен, в том числе в магазинах. Все же ритейлеры зачастую делают серьезную наценку»,— отметил глава предприятия.
Рост цен на молоко повлиял и на производство мороженого. ООО «Хладокомбинат №3» (основной производитель мороженого на Урале) 14 февраля повысит цены на свою продукцию на 20%.
«Мы пытаемся сдерживать рост цен, но его не остановить. Дорожает энергия, упаковка, сырье. Ищем альтернативных поставщиков, но услуги дорожают у всех. Многомиллионные затраты у нас связаны с маркировкой (введена в июне 2021 года для отслеживания “жизненного цикла” молочной продукции.— «Ъ-Урал»). У нас 130 позиций продукции, которую нужно маркировать. Необходимо тратиться на оборудование, специальную краску. К тому же есть определенный процент брака»,— рассказали «Ъ-Урал» на предприятии.
По данным Свердловскстата, средняя потребительская цена на пастеризованное молоко в 2021 году выросла на 11%, с 51,63 руб. до 57,66 руб., при этом в 2020 году рост составил менее 2%. По данным на 21 января 2022 года, средняя цена выросла до 58,03 руб.
В Минсельхозе РФ ожидают дальнейшего роста цен на молоко как в стране, так и в Свердловской области, но не резкого. «На фоне продолжающегося повышения затрат на электроэнергию, логистику, ветпрепараты, упаковку и другие составляющие себестоимости возможны случаи пересмотра цен на отдельные позиции в рамках взаимоотношений поставщиков и торговых сетей»,— сообщили «Ъ-Урал» в пресс-службе ведомства. Там отметили, что на протяжении всего прошлого года динамика цен на молоко и молочную продукцию оставалась ниже темпов продовольственной инфляции.
Председатель Союза животноводов Урала, экс-министр регионального минсельхоза Михаила Копытова добавил, что часть проблем отрасли нивелируют меры господдержки, например, субсидии, но аграрии все равно испытывают трудности. «Значительно повышать цены они не могут. На фоне высокой конкуренции дорогой товар может оказаться невостребованным, будет простаивать и портиться»,— отметил он.