Железные дороги накрыло платформами
Закупки вагонов в 2021 году выросли на 10%
Российские компании на 10% нарастили покупки грузовых вагонов в 2021 году, несмотря на уже рекордное их количество на сети. Лидерство между собой поделили полувагоны и фитинговые платформы. Причем если закупки первых выросли лишь на 1%, то закупки платформ удвоились, поставив исторический рекорд. С учетом планов ОАО РЖД по резкому наращиванию контейнерного транзита закупки платформ, по мнению экспертов, в ближайшие три года составят минимум 40 тыс. единиц и обеспечат устойчивую загрузку этому сегменту вагоностроения.
За 2021 год российские собственники закупили более 60 тыс. вагонов, сообщает «Infoline-Аналитика», что на 10% больше, чем в 2020 году. Доля инновационных вагонов в закупках составила 43%. Общее количество вагонов на сети на январь агентство оценивает в 1,24 млн единиц, что на 3,1% больше, чем годом ранее.
«На фоне масштабного дефицита полувагонов и повышения ставок даже в условиях роста цен закупки полувагонов увеличились на 1% и превысили 22,2 тыс. единиц»,— сообщает «Infoline-Аналитика». Производство цистерн по итогам года сократилось на 20,9%, до 4,8 тыс. единиц.
Закупки фитинговых платформ на фоне роста контейнерного транзита выросли вдвое, до 22 тыс. единиц, и стали рекордными за всю историю.
В 2022 году закупки платформ сохранятся на уровне не менее 15 тыс., говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Даже если считать планы ОАО РЖД по росту транзита до 4 млн TEU к 2027 году (см. “Ъ” от 28 января) чересчур оптимистичными, очевидно, что контейнерный транзит удвоится в ближайшие три года, что потребует соответствующего расширения парка. В течение трех лет, по мнению эксперта, рынку потребуется не менее 40 тыс. длиннобазных платформ. А с учетом того, что ставки аренды остаются на высоком уровне (1,8–1,9 тыс. руб. в сутки за 80-футовую платформу), инвестиции в обновление парка интересны и для операторов, и для лизинговых компаний.
Как сообщает «Infoline-Аналитика», лидерами по объемам закупок новых вагонов в 2021 году стали «Уголь-Транс», который приобрел почти 8 тыс. полувагонов, «Нефтетранссервис» (1,9 тыс. полувагонов), «Вестерн Петролеум Транспортейшн» (1,9 тыс. цистерн), «Рэйлспецтранс» (почти 1,4 тыс. крытых вагонов ); ГК РТК (1,2 тыс. зерновозов, 450 фитинговых платформ и 500 полувагонов), «Трансконтейнер» (5,5 тыс. платформ), «Урал Логистика» (почти 1 тыс. цистерн и 100 платформ), «Транс Синергия» (около 1,1 тыс. платформ), Первая грузовая компания (930 полувагонов, 510 фитинговых платформ и 1 тыс. крытых вагонов).
Росстат еще не опубликовал данные по выпуску вагонов за декабрь 2021 года.
Но из статистики за 11 месяцев и данных «Промышленных грузов» за декабрь следует, что ожидается выпуск 63 тыс. вагонов, что на 10,4% больше, чем в 2020 году, говорит заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук.
За 11 месяцев выпущено 56,7 тыс. вагонов, что на 9,5% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Темп выпуска в декабре немного вырос по отношению к остальным месяцам года, отмечает господин Савчук.
По данным СОЖТ (последние — за сентябрь), цены на основные виды подвижного состава в 2021 году росли, с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года стоимость нового типового полувагона выросла на 20%, до 3,6 млн руб., инновационного вагона УВЗ — на 22%, до 3,9 млн руб., крытого вагона — на 11%, до 4,1 млн руб., универсальной платформы — на 22%, до 3,9 млн руб.
«Infoline-Аналитика» отмечает, что списание в 2021 году составило 26,2 тыс. вагонов, что на 12% больше, чем в 2020 году, причем полувагонов списано вдвое больше, чем годом ранее, или 8 тыс. единиц. «На втором месте по объемам списания платформы (преимущественно платформы для перевозки лесоматериалов), количество которых составило около 3,8 тыс. единиц, что на 78% больше, чем годом ранее»,— добавляют в агентстве. В октябре 2021 года ИПЕМ отмечал, что пиковые объемы списания вагонов ожидаются в 2032–2034 годах, когда будет списано около трети парка полувагонов. «Большие объемы списания не приведут к соразмерному росту производства из-за отсутствия спроса»,— предупреждали в ИПЕМе, предлагая производителям задуматься о развитии других направлений, в том числе сервисных контрактов и производства запчастей.