Электоральная геополитика
Жители Донбасса могут получить своего одномандатного представителя в Госдуме
У проживающих в Донбассе граждан России может появиться в Госдуме свой депутат-одномандатник. Это следует из обнародованного в выходные перечня поручений президента Владимира Путина по итогам его декабрьской встречи с членами Совета по правам человека (СПЧ). Правда, вариант с созданием для избирателей Донбасса с российскими паспортами отдельного одномандатного округа опрошенные “Ъ” политики и эксперты считают маловероятным. Логичнее, по их мнению, приписать жителей непризнанных республик к Ростовской области или расширить функционал электронного голосования.
Поручение Владимира Путина правительству РФ совместно с администрацией президента и Центризбиркомом (ЦИК) в срок до 1 июня проанализировать «практику реализации активного избирательного права» жителей Донбасса, получивших российское гражданство в упрощенном порядке, но не имеющих прописки в РФ, стало реакцией на выступление журналиста Кирилла Вышинского на встрече президента с членами СПЧ 9 декабря 2021 года. Господин Вышинский тогда напомнил, что на сентябрьских выборах в Госдуму такие граждане могли проголосовать онлайн через портал «Госуслуги», однако им был доступен лишь бюллетень по общефедеральному округу (голосование за партийные списки). «Мне кажется, что это, конечно, несправедливо, потому что такое огромное количество людей хотело бы иметь своих реальных представителей, то есть конкретных представителей, мажоритарщиков в Думе»,— отметил член СПЧ. «Есть поручение президента — будем выполнять»,— лаконично прокомментировала опубликованный на сайте Кремля документ председатель ЦИКа Элла Памфилова.
По данным ЦИКа, на 1 июля 2021 года за рубежом проживало 2 млн россиян, имеющих активное избирательное право. Как правило, россияне за границей голосуют на участках, организованных в посольствах и консульствах, которые приписаны к различным одномандатным округам в России.
Однако за жителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), согласно действующему закону о нарезке одномандатных округов, никакие округа не закреплены.
Поэтому на думских выборах-2021 у жителей Донбасса была возможность голосовать лишь за партсписки — либо с помощью дистанционного электронного голосования (ДЭГ), организованного в Ростовской области (для этого требовалась регистрация на российском портале госуслуг; этой опцией в итоге воспользовались более 150 тыс. жителей Донбасса), либо посредством обычных бумажных бюллетеней на участках в приграничных с Украиной районах России (так проголосовали порядка 50 тыс. жителей Донбасса).
Всего же на сегодняшний день число жителей ДНР и ЛНР с российскими паспортами превысило 720 тыс. человек.
Отметим, что граждане России, проживающие в еще одном непризнанном государственном образовании на территории бывшего СССР — Приднестровской Молдавской республике (ПМР) — на выборах в Госдуму могут голосовать на участках, созданных (хотя и без официального разрешения властей Молдавии) непосредственно в ПМР. Правда, при этом они, как и другие «зарубежные россияне», не имеют «своего» депутата-одномандатника, а приписаны к четырем округам в Воронежской, Смоленской и Саратовской областях.
Источник “Ъ” в ЦИКе отмечает, что простого рецепта для выполнения президентского поручения нет: в ходе проработки этого вопроса можно будет рассмотреть как возможность прикрепить жителей Донбасса к уже существующим одномандатным округам, так и вариант с выделением для них отдельного округа.
Впрочем, в целесообразности второго способа собеседник “Ъ” сомневается: если избиратели находятся за пределами юрисдикции РФ, то при работе с ними могут возникнуть проблемы — например, они могут оказаться под воздействием зарубежных медиа, что осложнит работу с ними кандидатов в Госдуму. «В итоге мы можем получить одномандатника, который будет представлять интересы не россиян»,— предупреждает источник “Ъ”.
Отметим, что еще около года назад первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин предлагал создать единый одномандатный округ для россиян, проживающих за рубежом. Но для этого потребовалось бы изменить нарезку округов, которая, по закону, может меняться раз в 10 лет. В последний раз это произошло в 2015 году, тогда же была рассчитана средняя численность избирателей на один округ — 488 тыс. человек. Хотя законом допускается небольшое отклонение от этого показателя — например, в Бурятии проживает 702 тыс. избирателей, но там образован только один округ.
Господин Затулин направлял свое предложение в администрацию президента, но ответа, по его словам, до сих пор не получил. Он по-прежнему считает целесообразным создание единого зарубежного округа, хотя проблемы жителей Донбасса существенно отличаются от проблем россиян, проживающих, например, в Великобритании или ФРГ.
При этом действующая схема прикрепления зарубежных избирателей к российским округам, по мнению депутата, построена так, чтобы существенно не влиять на результаты одномандатных выборов, поэтому у россиян за рубежом просто нет мотивации участвовать в голосовании и явка на участках за границей традиционно низкая.
Но создание единого зарубежного округа изменило бы эту ситуацию, уверен господин Затулин.
Электоральный юрист Антон Рудаков считает создание отдельного одномандатного округа на территории иностранного государства нонсенсом. По его мнению, выходом из ситуации может стать расширение функционала ДЭГ, чтобы дать всем проживающим за границей россиянам возможность голосовать онлайн не только по мажоритарному округу на федеральных выборах, но и на иных уровнях выборов, если у этих избирателей есть регистрация по месту жительства в РФ. «Однако жителям ДНР и ЛНР дальше мажоритарного округа в Госдуму уже не спуститься»,— оговаривается эксперт.
Политолог Алексей Макаркин напоминает, что неформально депутат от Донбасса в Госдуме уже есть — это экс-премьер ДНР Александр Бородай, избранный по партсписку «Единой России» в Ростовской области. По мнению эксперта, «размазывать» электорат Донбасса тонким слоем по другим одномандатным округам смысла нет, поэтому, вероятно, жителей непризнанных республик при распределении округов могут приписать к ростовскому региону, который по такому случаю может даже получить дополнительный округ. Возможностей учреждения отдельного округа для зарубежных избирателей господин Макаркин тоже не видит, как и вероятности создания традиционных участков на территории самопровозглашенных республик: такие вопросы решаются по согласованию с правительствами соответствующих государств, а добиться такого согласования с Украиной вряд ли получится, резюмирует он.