Бизнес-тренеров призывают к порядку
Нужно ли регулировать рынок корпоративного обучения
Профессиональные стандарты для бизнес-тренеров не помогут избавить рынок от мошенников, считают опрошенные “Ъ FM” специалисты. Дискуссию об инфобизнесменах возродило заявление Виктора Вексельберга, который призвал государство разумно контролировать эту сферу. Предложения об этом подготовили в Госдуме. А Минтруд в свою очередь разработал стандарт профессии. Есть ли в этом необходимость? И что об этом думают сами бизнес-тренеры? Расскажет Даниил Бабкин.
Собеседники “Ъ FM”, описывая российский рынок тренингов личностного роста, называют его диким. Особенно высокий спрос на такие услуги возник во время пандемии. Причем речь идет не только о пресловутых «марафонах желаний» в Instagram. Инфобизнес стал популярнее и в сегменте B2B. Коучей и бизнес-тренеров стали чаще искать компании: многие процессы из-за удаленки пришлось перестраивать, а часть сотрудников столкнулась с выгоранием.
При этом ориентироваться на рынке действительно сложно. Разброс цен — от 30 тыс. руб. до 3 млн руб. за день работы. Четких критериев, по которым можно определить профессионального бизнес-тренера, нет. Так что ключевую роль играют рекомендации, говорит управляющий партнер компании Odgers Berndtson Роман Тышковский:
«Компании обращают внимание для начала на интересующую схему и результат, который дал бизнес-тренер своим клиентам. Она смотрит на репутацию человека, опыт, количество разных программ, которые он ведет, его специализацию, образование, курс повышения квалификации. Но в первую очередь это все-таки рекомендации. При этом не одного человека, а некой группы людей, которая прошла через те или иные стриминги, механику».
Проект профессионального стандарта для бизнес-тренеров в середине января опубликовал Минтруд. Такой специалист должен предоставить помещение для обучения, определять темы, давать практические задания и упражнения. Также ему необходимо владеть ораторским искусством. В документе прописаны и этические нормы, например, не вводить в заблуждение заказчика. Сертификация бизнес-тренеров может помочь компаниям легче ориентироваться на этом рынке, считает гендиректор кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова:
«В профессии коучинга есть школы и сертификаты, которые подтверждают уровень компетенции. Когда профессиональный HR выбирает соответствующего подрядчика, он понимает, что наличие этих документов говорит о том, что коуч прошел определенное количество часов работы. У бизнес-тренеров таких стандартов нет. Я думаю, что имеет смысл ввести сертификацию, где можно оценить его работу».
Бизнес-тренеры, опрошенные “Ъ FM”, сомневаются, что государственное регулирование рынка будет эффективным. Стандарт профессии также существует, и разрабатывать его заново не нужно, считает бизнес-тренер Радислав Гандапас: «Я больше 20 лет на этом рынке. Когда я проходил обучение, то делал это согласно профстандартам, которые существовали. Я не знаю, зачем это придумывать заново. Их разрабатывают представители профессии для себя, для того, чтобы иметь эталонные критерии, чтобы было понятно, чему учиться. Документ не может создать внешняя организация, которая мало что в этом понимает».
Популярность инфомаркетинга обеспокоила и Госудуму. Там готовят законопроект о введении профессии бизнес-тренера. Судя по публичным заявлениям, депутатов особенно беспокоят инфоцыгане, которые обещают чудесное исцеление или внезапное обогащение после прохождения курсов. Подобные государственные инициативы могут усложнить жизнь специалистам, но при этом никак не повлиять на шарлатанов, уверен доцент факультета психологии МГУ, бизнес-тренер Александр Рикель:
«Когда заходит разговор о том, что кто-то должен начинать кого-то сертифицировать или оценивать, сразу же хочется воскликнуть: "А судьи кто?". И насколько те люди реально это будут делать хорошо, качественно, непредвзято. Саморегулирующиеся системы все равно хорошо работают. Грамотному пользователю не так сложно разобраться и отделить зерна от плевел».
Допустим, рынок инфобизнесменов получится отрегулировать с помощью закона, а попытки мошенничества вовремя пресекать. Куда в таком случае переориентируется спрос? Ведь желающих получить квартиру или машину силой мысли вряд ли станет меньше. И свою аудиторию они всегда найдут, уверены опрошенные “Ъ FM” эксперты.