«Для многих компаний налоговые претензии на сотни миллионов рублей становились приговором»
Эксперт по структурированию бизнеса Роман Лукичев — о налоговой реконструкции
Существенное событие в налоговой сфере прошло практически незамеченным, хотя потенциально касается тысяч налогоплательщиков. Речь идет о ситуации, когда налоговые органы выявляют использование фирм-прокладок, технических компаний для занижения налога на прибыль и возмещения НДС.
После принятия ст. 54-1 Налогового кодекса в 2017 году налоговые органы отвергали саму идею налоговой реконструкции, лишая бизнес сотен миллионов рублей. Верховный суд фактически возродил практику налоговой реконструкции, то есть выявления реальных цепочек операций и определения действительных налоговых обязательств — сумм налогов, которые налогоплательщик заплатил бы, если бы не использовал технические компании.
Что такое налоговая реконструкция?
Это определение налоговых последствий сделок исходя из их реального экономического смысла. Иными словами, в каком размере был бы уплачен налог, если бы бизнес не использовал в сделках компании-прокладки.
Что дает бизнесу налоговая реконструкция?
Если в результате налоговой проверки выявлено использование технических компаний в цепочке поставок, то НДС по таким сделкам не учитывается, а расходы не влияют на налог на прибыль. Налоговая реконструкция позволяет признать необоснованной налоговой выгодой покупателя только ту часть расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль организации, и примененных им налоговых вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями. Таким образом, существенно снижается размер недоимки по НДС и налогу на прибыль, соответственно штрафы и пени.
Возможна ли такая реконструкция?
Практика определения действительных налоговых обязательств формировалась до 2017 года. После принятия ст. 54-1 Налогового кодекса число позитивных судебных решений резко снизилось. Определение Верховного суда от 15 декабря 2021 года по делу «Спецхимпрома» стало настоящим подарком прогрессивным налогоплательщикам. Верховный суд фактически возродил практику выявления реальных цепочек операций и определения действительных налоговых обязательств, то есть сумм налогов, которые налогоплательщик заплатил бы, если бы не использовал технические компании.
Суд делает вывод, что вменение налогоплательщику налога в размере большем, чем это установлено законом, должно быть исключено. Это очень позитивное решение, дающее надежду, надежду на выживание бизнеса. Для многих компаний налоговые претензии на сотни миллионов рублей становились приговором. Хочется верить, что это не разовый эксцесс, а изменение вектора.