«Одна спасенная жизнь на сто исследований – это победа»

Что такое ультразвуковая диагностика сердца (эхокардиография) и кому она необходима? Об этом и многом другом сегодня говорим с врачом ультразвуковой и функциональной диагностики Викторией Виноградской (стаж работы – 23 года). Ведь когда речь идет о таком серьезном органе – тут важны все детали.

Фото: ГК «Олимп здоровья»

– Виктория Владимировна, диплом с отличием, терапия, кардиология – и вдруг ультразвуковая диагностика. Почему?

– А вы знаете, что в столичных и зарубежных клиниках УЗИ сердца делают профессора и доктора наук? Это сложнейшее исследование, которое относится, скорее, не к УЗД, а больше к кардиологии, кардиохирургии.

– То есть УЗИ сердца отличается от УЗИ, например, органов брюшной полости?

– Да, эти исследования сильно отличаются. УЗИ сердца – это больше функциональная диагностика, потому что мы должны увидеть работу органа. И это исследование и в покое, и (что особенно важно) при нагрузке дает нам такую возможность.

– Медицина – это семейное?

– Да, мой отец работал кардиологом в областной больнице, в центрекардиохирургии. Жаль, что он рано ушел из жизни и не успел мне передать свои знания. Но направление дал.

– Вы изначально собирались заниматься УЗИ сердца или так сложилось? Расскажите подробнее.

– Я никогда не изменяла кардиологии, просто эхокардиография оказалась ближе к кардиохирургии, этой сложнейшей и интереснейшей специальности. Мне удалось стать «глазами» хирургов, 20 лет работы в областной больнице – хорошее тому доказательство. Что такое эхокардиография в крупной многопрофильной больнице? Это пациенты с инфарктами, инсультами, это дети с врожденными пороками. Это все, начиная от сердцебиения плода до предсмертной агонии.

Я участвовала в операциях на сердце, так как хирургам нужно было убедиться, что они все правильно сделали. Всему этому надо было учиться, я постоянно ездила в Москву, Санкт-Петербург, читала много литературы.

– Что важно для врача ультразвуковой диагностики?

– Важно знать, с чем человек пришел, что ищет лечащий врач. Самой задать вопросы. Если хотите – поработать немного кардиологом. А главное – быть реалистом. Когда я впервые увидела «картину» сердца на экране ультразвукового аппарата,я воскликнула, что никогда не смогу в этом разобраться. Но это была первая реакция. Потом пришла любовь. (Улыбается.)

Быть реалистом – это значит видеть то, что есть на самом деле. Не фантазировать, не принимать одно за другое, не пытаться подстроить исследование под диагноз. Не совпадают данные с диагнозом – надо общаться с лечащим врачом, убеждать, обсуждать – должна быть команда, в которой работаешь. Врач УЗД – всегда независимый эксперт. Требования к ультразвуковой диагностике сейчас сильно возросли, важно владеть всеми современными продвинутыми методиками.

– Для получения опыта что важнее – поток пациентов или время, чтобы подумать? В частной медицине комфортнее работается? Советуете выпускникам сразу идти в частные клиники?

– Нет, выпускникам не советую. Для начинающих специалистов частная медицина хороша тем, что учит культуре общения – с пациентом, с коллегами. Государственная медицина, будем говорить откровенно, в этом плане хромает. Но чем она хороша – так это тем, что там есть наставники. Когда ты молод, то без наставников с места не сдвинешься.

– У вас был такой наставник?

– Да, заставлял делать черновую работу, но взамен я получала ценные знания. Это было плодотворное сотрудничество. Поэтому я советую начинающим сначала побывать в «горячем» цеху. На потоке, но с наставником. Поток плох тем, что на пациента отводится мало времени и в условиях многозадачности выше вероятность ошибки. И тут надо просить коллег подстраховать, ведь порядочный врач всегда, если сомневается, спросит мнение коллег.

В частной медицине все гораздо спокойнее и ты чувствуешь себя увереннее – часа, отведенного здесь на исследование, тебе достаточно, чтобы все сделать качественно. Эти 60 минут – мое «счастье», которое мне вряд ли кто еще даст.

– Давайте про аппараты УЗИ поговорим. Вы могли бы дать совет пациентам, в каких случаях лучше проходить исследование на новейших моделях, а в каких это не принципиально?

– Скрининговые исследования можно проводить на аппаратах среднего класса. Серьезную патологию там видно. Но я всегда работала на хорошей аппаратуре и советовать что-то другое просто не могу. Я уже говорила, что требования к диагностике возросли, сейчас обычной эхокардиографии мало. Очень много важной информации я получаю в процессе стресс-эхокардиографии, когда скрытая патология становится явной.

– Можно об этом подробнее?

– В «Олимпе Здоровья» мы проводим стресс-эхо с физической нагрузкой, это физиологично и безопасно, без облучения, на специальном велоэргометре. Вот тут как раз и нужен УЗ-аппарат премиум-класса, с технологией спеклтрекинг.

– Существует еще исследование сердца через пищевод, оно зачем нужно?

– Да, называется оно ЧПЭХО, или чреспищеводная эхокардиография (мы его тоже выполняем). Обычно заказывают кардиохирурги и аритмологи. Очень ценное исследование для поиска тромбов в сердце, например.

– Нужно ли делать УЗИ сердца в профилактических целях? Или если человек дожил до 30 лет (условно), то с сердцем у него все в порядке?

– УЗИ сердца хорошо выявляет врожденную патологию. Некоторые пороки проявляют себя сразу после рождения, другие – только в 40-50 лет. Бывает, что человек в этом возрасте уже нуждается в операции на сердце, хотя раньше его ничего не беспокоило. Скажу больше: у каждого пациента врожденные аномалии ведут себя по-разному. И это можно увидеть на скрининговом ультразвуке. Тем более, исследование недорогое и безопасное.

– Когда нужно делать УЗИ серд- ца, если это не направление от кардиолога и ничего не беспокоит?

– Знаете, есть очень грамотные пациенты, которые регулярно следят за своим состоянием, но таких меньшинство. В большинстве своем люди страдают от собственного невежества и заблуждений. Главное заблуждение: я хорош собой, спортивный, много не пью и не курю – значит, я здоров и проживу долго. Необоснованная самоуверенность. Надо реально знать состояние своего организма.

Я бы посоветовала при достижении 35 лет (несмотря на генетические и прочие риски) сделать УЗИ сердца. Потому что даже одна спасенная жизнь на сто профилактических исследований – это уже победа. При этом я – за мультимодальную диагностику. То есть ультразвук плюс КТ (возможно, и с контрастом) и даже МРТ. Такой подход подтвержден практикой и научными исследованиями.

– Что показывает УЗИ сердца?

– Когда есть явная патология – человек на что-то жалуется, мы видим причину: нарушение кинетики стенок сердца, стеноз клапанов, изменение структуры и так далее. Сердце – чудесный орган, у него масса адаптационных возможностей. Даже при наличии серьезной патологии сердце может не беспокоить. У меня был случай – женщина, примерно 50 лет, пришла на прием. Она недавно потеряла сознание на пешеходном переходе, спешила успеть на зеленый. Врач скорой сказал сделать УЗИ сердца. У нее оказалось критическое сужение отверстия клапана, хотя до этого никаких жалоб не было. Насколько я знаю, женщину прооперировали и с ней все хорошо.

– Вы знаете три языка. Когда и как изучили английский и немецкий? Кстати, почему именно немецкий стал третьим?

– В школе было углубленное изучение французского. Хотя в жизни он, конечно, не сильно пригодился. Английский появился осознанно. Я понимала, что если ты хочешь быть профессионалом, то надо хотя бы читать на английском. Сейчас, с переводчиками, конечно, проще. Немецкий – это личная история, мой кризис среднего возраста. Именно этот язык изменил мое мировоззрение и отношение к жизни.

– Чем еще увлекаетесь, кроме языков?

– Вышиванием крестиком. Серьезно, не смейтесь. Для меня это своего рода арт-терапия.

– Если совсем коротко, то для вас медицина – это...

– ... сфера, которая дает мне возможность развиваться как профессионалу и совершенствоваться как личности – и помогать людям. Она позволяет ощутить полноту жизни, понять ее смысл и свое место в ней

Вся лента