Что не санкционировано, то разрешено

Проклятия в адрес семьи федерального судьи в отставке рассмотрит комиссия по этике

Комиссия по вопросам депутатской этики рассмотрит высказывания депутата Адама Делимханова (ЕР), если поступит соответствующее обращение, заявил в среду первый зампред комиссии Василий Пискарев (ЕР). Ранее господин Делимханов публично пригрозил отрезать головы членам семьи федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева и всем, кто переведет эту угрозу с чеченского языка на русский. На оценку высказываний господина Делимханова в комиссии по этике рассчитывают также пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и глава СПЧ Валерий Фадеев. Впрочем, и в СПЧ, и в комиссии уже звучат предположения провести прокурорскую проверку выступления господина Делимханова на предмет соответствия российским законам. Тем временем в Грозном в среду состоялся митинг, на котором портреты членов семьи Янгулбаевых избивали палками и жгли. Управление Роспотребнадзора по Чеченской Республике сообщило “Ъ”, что «установить организаторов народного стихийного митинга не представляется возможным», поэтому речь об ответственности юридического лица (за нарушение эпидемических ограничений) «идти не может».

Управление Роспотребнадзора по Чечне не может установить организаторов митинга в Грозном, а его участники знают, что есть опасности и пострашнее ковида

Фото: Михаил Суслов, Коммерсантъ

Получил развитие скандал, связанный с преследованием членов семьи федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева. Во вторник вечером депутат Госдумы Адам Делимханов опубликовал видео, в котором на чеченском языке пообещал отрезать головы как членам семьи Янгулбаевых, так и тем, кто переведет его обращение на русский язык. Днем в среду похожее видеообращение записали и опубликовали вице-премьер Чечни Абузайд Висмурадов, начальник управления МВД по Грозному Дени Айдамиров, первый зампред правительства Чечни Иса Тумхаджиев, врио начальника управления МЧС по Чечне Алихан Цакаев и командир полка имени Ахмата Кадырова Замид Чалаев. В ролике все они сидят за столом на фоне портретов Владимира Путина и первого после окончания военного конфликта президента Чечни Ахмата Кадырова. Господин Висмурадов, в частности, обращается к одному из сыновей судьи Янгулбаева: «Мы тебя убьем, оторвем тебе голову, оторвем тебе язык и где-нибудь повесим тебя». Господин Цакаев обращается ко всему семейству Янгулбаевых: «С позволения Аллаха, в любой точке этого мира, где бы ни находились, мы возьмем спрос за их слова. С позволения Аллаха, днем и ночью у нас нет работы важнее, чем найти вас и отрубить ваши головы».

В среду в центре Грозного прошел несанкционированный митинг, на котором тысячи мужчин скандировали угрозы в адрес семьи Янгулбаевых, держали плакаты с требованиями расправы, а также избивали палками и жгли портреты Сайди Янгулбаева и его родственников. Издание «Грозный Информ» сообщило, что участниками митинга стали 400 тыс. человек (населении Грозного составляет 324 тыс. человек, всей Чечни — 1,394 млн человек). «Грозный-инфо» цитирует требование собравшихся, адресованное российским властям: прекратить деятельность «вражеских СМИ», в частности «Новой газеты», телеканала «Дождь» (внесен в реестр СМИ-иноагентов), а также Комитета против пыток.

Фотогалерея

Митинг против семьи Янгулбаевых в Грозном

Смотреть

В Роспотребнадзоре “Ъ” сообщили, что решение об административном реагировании на факт проведения митинга в условиях эпидемических ограничений будет принимать управление ведомства по Чеченской Республике. Там “Ъ” сообщили, что «установить организаторов народного стихийного митинга не представляется возможным, поэтому речь не может идти об ответственности юридического лица». В то же время управление «напоминает, что необходимо применять все известные профилактические меры в местах массового скопления людей, чтобы избежать взрывного роста заболеваемости».

Спустя несколько часов после митинга первый зампред комиссии ГД по вопросам депутатской этики Василий Пискарев заявил, что комиссия рассмотрит высказывания господина Делимханова «в случае поступления соответствующего обращения»: согласно регламенту комиссии, поводом для рассмотрения вопроса могут стать обращения от председателя палаты, его заместителей, депутатов или граждан.

Первый зампред комиссии по этике Николай Арефьев (КПРФ) ранее заявил «Интерфаксу», что сообщения об угрозах в адрес семьи Янгулбаевых должна проверять Генпрокуратура. Другой член комиссии, Сергей Леонов (ЛДПР), считает, что подобные публичные угрозы со стороны депутатов могут «негативно сказываться на обществе, на репутации Госдумы; надо уважать позицию и других людей, других народов». «Насколько мне известно, по закону такие прямые угрозы наказываются,— сказал господин Леонов.— Это даже вопрос не депутатской этики, а правоохранительных органов». Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов также считает, что публичные угрозы требуют реакции Генпрокуратуры.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассчитывает, что оценку словам депутата Делимханова даст в первую очередь Госдума: «Это функция Государственной думы и комитета, который занимается этикой. Если я не ошибаюсь, определенные оценки от представителей этого комитета были даны. Мы в этот процесс вмешиваться не хотели бы».

Напомним, в конце января отставной судья Верховного суда Чечни (работал в этой должности в 2012–2015 годах) Сайди Янгулбаев сообщил о похищении своей жены Заремы Мусаевой сотрудниками силовых структур Чечни в Нижнем Новгороде. Управление МВД по Чечне тогда сообщило, что госпожа Мусаева принудительно доставлена на допрос как свидетель по делу о мошенничестве. Затем появилась информация о том, что женщина напала на полицейского и «расцарапала ему лицо», в связи с чем дело по ст. 318 УК РФ возбудили уже непосредственно против нее. В среду суд в Грозном арестовал Зарему Мусаеву на два месяца.

Господин Янгулбаев ранее связывал происходящее с его семьей с общественной деятельностью своего сына Абубакара — тот работал юристом Комитета против пыток (в 2015 году комитет был внесен в реестр иноагентов, ныне работает без образования юрлица). И комитет, и его глава Игорь Каляпин неоднократно сталкивались с угрозами со стороны чеченских властей. Как заявляют сами общественники, в связи с их работой по расследованию похищений и пыток на территории республики. В декабре 2021 года Абубакар Янгулбаев был задержан по делу об оправдании терроризма, после чего уехал из России; Сайди Янгулбаев с дочерью также покинули Россию, опасаясь за свою жизнь. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова дважды направляла запросы в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обстоятельства задержания Заремы Мусаевой и заявляет, что «держит ситуацию на контроле».

Преследование семьи бывшего судьи может быть связано с оппозиционным чеченским властям изданием ADAT1, Telegram-канал которого ранее мог администрировать один из сыновей экс-судьи Ибрагим Янгулбаев, полагают в Комитете против пыток.

Глава Чечни Рамзан Кадыров на прошлой неделе заявил, что «эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей», пригрозил родственникам судьи «уничтожением», а также назвал «террористами» и «пособниками террористов» члена СПЧ Игоря Каляпина и журналистку «Новой газеты» Елену Милашину, которая вела расследования деятельности чеченских силовых структур. Надписи и плакаты о пособничестве терроризму почти сразу после выступления господина Кадырова появились на подъезде и на двери квартиры 84-летней матери Игоря Каляпина в Нижнем Новгороде. Глава СПЧ Валерий Фадеев потребовал от прокуратуры проведения проверки по факту вандализма, а «Новая газета» обратилась в СКР с требованием возбудить уголовное дело против Рамзана Кадырова в связи с публичными обвинениями граждан в терроризме. В среду с призывом к президенту России Владимиру Путину отреагировать на угрозы чеченского руководства обратилась редакция «Эха Москвы».

Глава СПЧ Валерий Фадеев сказал в среду “Ъ”, что ждет оценки угроз думской комиссией по этике. С ним солидарен и член совета Игорь Мысловский, который, впрочем, заявил, что господина Делимханова следует проверить на вменяемость, а содержание его выступлений требует внимания Генпрокуратуры.

В Генпрокуратуре пока не ответили на вопрос, будет ли инициирована проверка слов парламентария. Сам господин Делимханов в среду был недоступен для комментариев: его помощник в думской приемной пообещал, что депутат ответит на вопросы корреспондента “Ъ”, но на момент сдачи материала этого не произошло.

Мария Старикова, Наталья Костарнова, Ксения Веретенникова

Вся лента