У пандемии под каблуком
Сбербанк может обанкротить структуры Paolo Conte
Российский обувной рынок может покинуть еще один крупный бренд. Сбербанк намерен подать заявления о банкротстве Paolo Conte, которая входила в десятку продавцов обуви среднего ценового сегмента. Компания не смогла подстроиться под смещение спроса в онлайн и сильнее пострадала от закрытия магазинов, падения трафика и роста издержек, считают аналитики.
Сообщения Сбербанка о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве структур Paolo Conte “Ъ” обнаружил в базе Федресурса. Они опубликованы в январе—феврале 2022 года. Речь идет об ООО «Паоло Конте», ООО «Паоло Конте Шуз», ООО «Паоло Конте Трейд» и др.
Paolo Conte основана в 2001 году Андреем Ротарем. Компания производит и продает обувь под одноименным брендом. В 2019 году Paolo Conte занимала шестое место в России среди продавцов обуви среднего ценового сегмента с 81 магазином, следует из отчетности ГК «Обувь России» (сегодня OR Group). Часть точек компании работала по франшизе. В 2020 году выручка одной из основных структур группы ООО «Паоло Конте» была 1,8 млрд руб., чистая прибыль — 9,1 млн руб. Связаться с представителями Paolo Conte не удалось. Сайт группы недоступен из-за «технических работ».
В октябре 2021 года Андрей Ротарь скончался, сообщали профильные СМИ. По словам источников “Ъ” на рынке коммерческой недвижимости, после смерти основателя группы у Paolo Conte начались сложности в переговорах с кредиторами, которые настаивали на погашении долгов. Кроме того, компания не могла оплачивать аренду и делать закупки, началось закрытие магазинов, говорили собеседники “Ъ”. Размер задолженности Paolo Conte перед Сбербанком неизвестен, в самом банке от комментариев отказались.
По оценкам Infoline, объем продаж обуви (без учета спортивной) в России в 2021 году вырос на 22%, до 550 млрд руб. год к году. Но относительно 2019 года показатель вырос лишь на 3%. В штуках продажи растут на единицы процентов, а рост рынка в деньгах в основном обусловлен инфляцией.
Как отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, почти все сети в сегменте fashion с выручкой до 4 млрд руб., за исключением нескольких сильных в своих нишах игроков, находятся под давлением растущей себестоимости, снижающегося трафика и усиления конкуренции. По его словам, сегмент активно перемещается в онлайн, где более успешны такие компании, как Melon Fashion Group, Kari и «Твое». Та же Paolo Conte была представлена на онлайн-площадках довольно слабо и их продажи на два порядка меньше, указывает эксперт. В целом, продолжает господин Бурмистров, игроки второго эшелона хуже перенесли потери трафика из-за ограничений. Также для них более болезненны растущие логистические издержки, увеличение расходов на оплату труда и повышение стоимости заемного капитала, добавляет он.
Основатель и президент Zenden Андрей Павлов не исключает, что в ближайшее время и другие обувные компании могут уйти с рынка. «Отмена льготных налоговых режимов, маркировка, введение онлайн-касс, безусловно, обелили рынок, но поставили белый бизнес в неравное положение с теневым, масштабы которого велики»,— говорит он. В случае с Paolo Conte еще одним отягощающим фактором стала сильная долговая нагрузка, которую бизнес, по-видимому, не выдержал, отмечает господин Павлов.
Потенциальное банкротство, между тем, создает сложности для держателей франшизы сети. «Речь идет об эксклюзивном поставщике монобрендового магазина, а это самая сложная ситуация для партнеров»,— говорит эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. По ее словам, если после первых стадий процедуры банкротства станет ясно, что бизнес Paolo Conte не удастся сохранить, а активы, в том числе товарный знак, перейдут в конкурсную массу, франчайзи придется сменить вывеску, а поток товаров остановится.