Омских партийцев послали в округа

Еще одна региональная столица отказывается от партсписков на городских выборах

Омский городской совет поддержал инициативу мэра Сергея Шелеста об отмене партийных списков на предстоящих в сентябре 2022 года выборах в горсовет и вынес этот вопрос на публичные слушания. Против реформы выступила только КПРФ: коммунисты опасаются, что изменения сыграют на руку «Единой России» (ЕР). Остальные оппозиционные партии нашли в этой инициативе свои плюсы и поправки поддержали.

Депутаты Омского городской совета

Фото: Омский городской совет

Идею отказа от партсписков на выборах в горсовет выдвинул новый мэр Омска, экс-директор местного водоканала Сергей Шелест. «Каждый житель должен знать своего депутата в лицо»,— обратился он к парламентариям всего через неделю после своей инаугурации.

Сейчас выборы в горсовет проходят по смешанной системе: 20 мандатов распределяются по партспискам, еще 20 достаются кандидатам, победившим в одномандатных округах. В случае принятия поправок количество округов увеличится до 40, а голосование за партии будет отменено.

В нынешнем созыве фракция ЕР насчитывает 26 депутатов, 17 из которых были избраны в округах и только девять — по партспискам. У КПРФ обратная ситуация: из девяти депутатов шесть человек — списочники и трое — одномандатники. Остальные партии смогли попасть в горсовет и вовсе только благодаря спискам: по два таких мандата у «Справедливой России — За правду» (СРЗП) и ЛДПР, один — у «Коммунистов России». При этом за принятие поправок к рассмотрению и проведение публичных слушаний проголосовали все депутаты, кроме представителей КПРФ. Слушания состоятся 9 марта, а 25 марта совет рассмотрит поправки сразу в первом и втором чтениях.

«Горсовет — это не про политику, это про школы, детские сады, дороги, кружки и комфортное проживание в городе. А пока политическая возня идет, у нас улицы не почищены, в школе тепловые узлы надо делать»,— рассказал «Ъ» лидер фракции ЕР Сергей Дроздов.

По его мнению, после принятия поправок «шанс поучаствовать в избирательной кампании появится у любого», ведь собрать подписи станет проще из-за уменьшения округов.

Коммунисты ожидаемо выступили против. По словам главы их фракции Михаила Федотова, в результате изменений в горсовете не останется никого, кроме депутатов от ЕР и КПРФ: «Шансов у СРЗП и "Коммунистов России" вообще нет никаких». Господин Федотов добавил, что выступает против мажоритарной системы, потому что она «не учитывает взгляды народа», а «"Единой России" так удобно».

Зато представители других оппозиционных фракций с доводами единороссов согласились. Например, глава фракции СРЗП Андрей Сухин назвал переход на мажоритарную систему неизбежным: «Ну не примем мы в этом году, примут все равно в следующем». Он считает, что по партспискам в горсовет «может пролезть любой», но «если ты избираешься по определенному округу, то ты и работаешь с конкретным избирателем». Лидер фракции ЛДПР Алексей Ложкин заявил «Ъ», что видит плюсы и минусы в обеих системах, а ориентироваться будет на мнение граждан.

Наконец, депутат от «Коммунистов России» Владимир Жуков объяснил поддержку инициативы тем, что мажоритарная система позволит «оценивать каждого человека по достоинству».

Активно внедрять на муниципальных выборах пропорциональную систему федеральные власти начали в 2000-е годы. Кульминацией стал принятый в 2011 году федеральный закон, обязывавший избирать по партспискам не менее половины депутатов в городах и районах. Правда, всего через два года этот лимит был отменен, что спровоцировало массовое возвращение к старой системе. Уже на выборах-2014 переизбиравшиеся советы 14 из 20 региональных столиц были сформированы по мажоритарному принципу (в основном там, где он ранее и применялся). Потом процесс замедлился: в 2015–2019 годах переходы на «мажоритарку» стали единичными (например, в Мурманске и Биробиджане), в некоторых случаях ограничивались изменением соотношения списочников и одномандатников в пользу вторых. Хотя были и обратные примеры: от мажоритарной модели в пользу смешанной отказались в Кургане.

Новый виток «департизации» муниципальных выборов произошел в 2020 году. Тогда от партсписков отказались во Владимире, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Костроме, Липецке, Магадане, Новосибирске и Астрахани. Инициатива исходила от единороссов, которые говорили об усилении связи депутатов с избирателями конкретных округов. Главным бенефициаром реформы тоже стала партия власти: например, в Липецке ее кандидаты получили 34 из 36 мандатов, а во Владимире — все 25. В 2021 году целиком из одномандатников были сформированы гордумы Калининграда и Саратова.

На муниципальных выборах-2022 пока ожидается доминирование смешанной системы.

По ней будут избираться депутаты Горно-Алтайска, Барнаула, Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Пскова, Твери, Кирова и Курска. В Черкесске сохраняется полностью пропорциональная модель, а вот в Ярославле, как и в Омске, единороссы планируют перейти на «мажоритарку».

Омский политолог Иван Жуков отмечает, что отказ от смешанной системы — федеральная тенденция: «Учитывая, как проходят избирательные кампании, очень немногие кандидаты от ЕР придерживаются партийного брендбука. В данный момент технологически выгоднее конкурировать на одномандатном поле». Напомним, что в 2021 году на выборах в Госдуму ЕР получила в Омской области по партспискам 32,9% голосов, а на выборах в областное заксобрание — 31,3%.

Дарья Решетникова, Даниил Тарабукин, Новосибирск; Андрей Прах

Вся лента