Хлеб — всему головная боль
Пекари жалуются в Минсельхоз на ценовое давление ритейлеров
На фоне обсуждения новых поправок к закону о торговле поставщики продуктов все чаще просят у регуляторов защиты от действий продавцов. Так, Российский союз пекарей (РСП) попросил Минсельхоз разобраться со случаями, когда ритейлеры требуют снизить отпускные цены для поддержания собственной рентабельности, а в случае отказа выводят продукцию из ассортимента. Сети свои действия объясняют стремлением держать низкий уровень цен.
Президент РСП Алексей Лялин попросил первого заместителя главы Минсельхоза Оксану Лут обратить внимание на злоупотребление торговыми сетями «доминирующим» положением по отношению к производителям хлебобулочных изделий. Копия обращения РСП от 27 января есть у “Ъ”. Поводом послужил отказ «Магнита» от сотрудничества с крупным производителем хлеба «Курскхлеб», который обеспечивает около 40% рынка Курской области.
Как сказано в письме, «Магнит» потребовал снизить отпускные цены на 12,9%, чтобы доходы сети от продажи хлеба не опустились ниже 30%. «Курскхлеб» давать скидку отказался, и в январе «Магнит» вывел из ассортимента продукцию компании, сказано в письме.
Как подчеркивают в РСП, требование снизить отпускные цены вызвано только стремлением «Магнита» достичь собственных финансовых показателей за счет поставщика и не учитывало ситуацию в отрасли, которая сегодня сталкивается с ростом издержек. Кроме того, отмечают в РСП, на этом фоне «вызывает недоумение» недавнее уведомление «Магнита» и других федеральных сетей о намерении ограничить наценку на социально значимые продукты, к которым относится и хлеб, максимум до 10% (см. “Ъ” от 12 января).
По словам Алексея Лялина, примеры злоупотреблений со стороны ритейлеров по отношению к хлебопекарным предприятиям есть и в других регионах. В РСП отмечают, что система саморегулирования в отношениях с сетями не оправдала надежд, и просят предусмотреть механизм пресечения использования доминирующего положения. В Минсельхозе подтвердили “Ъ” получение обращения, пообещав рассмотреть его. Там добавили, что считают важным создание равноправных и прозрачных условий взаимодействия между поставщиками продуктов и торговыми сетями.
В «Магните» заявили “Ъ”, что «Курскхлеб» поставляет продукцию по цене в среднем выше локального рынка, что в ситуации высокой инфляции «чувствительно для покупателей».
В конце 2021 года сеть предложила предприятию выпускать продукцию под собственной торговой маркой (СТМ) «Магнита» по долгосрочному контракту, а после отказа перераспределила долю между менее крупными производителями «с более доступным уровнем цен». В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Ленте» и Auchan комментарий не предоставили.
Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов отмечает, что с аналогичными требованиями сетей сталкиваются и другие производители социально значимых продуктов. По его словам, ограничение в 25% по торговым площадям и товарообороту одной сети в муниципалитетах и регионах зачастую не работает, потому несколько сетей могут доминировать на одном региональном рынке.
«Курскхлеб» также подал заявление на действия «Магнита» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Там уточнили, что заявление «Курскхлеба» рассматривает Курское УФАС.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель говорит, что производителю потребуется доказать, что сеть оказывала особые преференции его конкурентам. А если «давление» по цене объяснялось заботой о потребителе, то оспорить решение «Магнита» вряд ли получится, указывает он.
РСП направил обращение на фоне новой волны обсуждений поправок к закону о торговле, в пользу которых как раз высказывался Минсельхоз. В министерстве отмечали, что штрафы со стороны ритейлеров, ретробонусы и т. д. ведут к дополнительным затратам производителей и сказываются на росте потребительских цен (см. “Ъ” от 20 января). Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов согласен, что любой крупный ритейлер имеет более сильные переговорные позиции в отношениях с поставщиками, но уверен, что консенсус необходимо находить в рамках саморегулирования.