Свидетелю не хватило памяти
Дело сына бывшего замгенпрокурора рассмотрит тройка судей
Московский областной суд приступил к рассмотрению громкого дела Николая Кондрата, сына бывшего заместителя генпрокурора России Ивана Кондрата. Он обвиняется в убийстве своего шофера, подготовке убийства судьи арбитражного суда Елены Махалкиной и еще двух бизнесменов. В ходе расследования, как стало известно “Ъ”, Следственный комитет России (СКР) применил одну из новейших разработок своих криминалистов — так называемую активизацию памяти свидетеля под гипнозом, однако тот ничего не вспомнил. Впрочем, обвинение считает, что доказательств и так достаточно, а защита в свою очередь их отвергает, настаивая, что все обвинения против господина Кондрата построены лишь на показаниях заключившего сделку фигуранта, которые были получены под давлением.
Мособлсуд провел предварительное слушание дела Николая Кондрата, сына бывшего заместителя генпрокурора Ивана Кондрата и судьи столичного арбитража Елены Кондрат. Заседание заняло несколько часов, слушания по существу тройка судей начнет 7 февраля, сообщили “Ъ” в пресс-службе суда.
Напомним, что Николай Кондрат обвиняется СКР в организации убийства своего водителя Кирилла Игитханяна, организации приготовления к убийству судьи Елены Махалкиной и еще двоих бизнесменов, а также похищении паспорта и умышленном уничтожении чужого имущества. Вместе с ним по делу проходит Григорий Воскресенский, который обвиняется в пособничестве в убийстве господина Игитханяна. По версии следствия, он подвез исполнителя Никиту Мацнева к месту преступления, а затем помогал ему прятать труп.
В ходе расследования по поручению СКР провели ряд экспертиз, одна из которых была очень неординарной.
К свидетелю по делу применили одну из новейших разработок Главного центра криминалистики СКР — так называемую методику активизации памяти.
Это исследование основано на погружении испытуемого в глубокий гипноз и работе с его подсознанием. По данным “Ъ”, методика недавно начала применяться СКР, в основном при расследовании преступлений против личности (убийства, покушения, изнасилования), когда свидетель или жертва не может, из-за стресса или давности событий, вспомнить необходимые для следствия важные детали. В деле господина Кондрата эксперты пытались выяснить у водителя «Яндекс.Такси» детали его пятнадцатиминутной поездки, совершенной рано утром 2 октября 2020 года. Маршрут, по материалам дела, пролегал от дома в Протопоповском переулке, где живет семья Кондрат, до бульвара маршала Рокоссовского, 6, где жил Никита Мацнев. По версии СКР, организатор убийства с помощью этой доставки передал исполнителю убийства пакет с ножом, которым впоследствии был зарезан Кирилл Игитханян. Однако на этот раз новые технологии не помогли. Выполняющий десятки рейсов в сутки таксист, скрытый в деле под фамилией «Иванов», даже в подсознании не нашел ни «индивидуальных особенностей» отправителя или получателя пакета, ни адресов начала и конца маршрута, ни каких-то других подробностей этой поездки. Вспомнил водитель только, что пакет забрал «где-то в центре у Садового кольца».
Еще одна экспертиза, проведенная по инициативе защиты, касалась проверки показаний Никиты Мацнева о якобы примененных к нему пытках. На очной ставке в декабре 2020 года он заявил, что при задержании его сильно избили оперативники, а после того как он был доставлен в отдел полиции в подмосковных Луховицах, оперативники его якобы пытали электрическим током, подводя провода к спине и мизинцам рук, а также душили курткой, требуя дать показания на Николая Кондрата. Испугавшись, господин Мацнев согласился на требования сыщиков. Но проведенное затем специалистами луховицкого бюро судебно-медицинской экспертизы обследование установило, что у обвиняемого Мацнева было обнаружено несколько небольших ссадин на мизинце правой руки, голени, в районе запястья, груди и в других местах.
Выявленные повреждения, посчитали эксперты, появились от воздействия тупым твердым предметом, но «в силу своей незначительности» они относятся к разряду не причиняющих «вред здоровью». Следов ожогов обнаружено не было.
Отметим, что Никита Мацнев, заключив сделку со следствием, позже стал основным свидетелем обвинения и дал показания о подготовке Николаем Кондратом убийства судьи арбитражного суда города Москвы Елены Махалкиной и еще двух бизнесменов. Судью, как следует из материалов дела, планировалось убить из арбалета возле ее дома, а мотивом послужило обращение госпожи Махалкиной в ФСБ в 2020 году, результатом которого стало привлечение матери Николая Кондрата к уголовной ответственности по делу о взятке в $50 тыс. Недавно осужденный на 8,5 года колонии Мацнев должен выступить во время процесса в Мособлсуде.
Подсудимые вины не признают, а показания основного свидетеля считают оговором, полученным под давлением. Защита Николая Кондрата, обращая внимание на то, что основной свидетель неоднократно менял показания, настаивает, что их надо расценивать критически. В окружении семьи Кондрат по-прежнему настаивают на том, что Мацнев пошел на сделку со следствием под давлением.