Декабрь добавил промышленности объема
Бодрое окончание года обеспечили госзаказ, нефть и услуги по ее добыче
В 2021 году объем промышленного выпуска в России вырос на 5,3% после падения на 2,1% в 2020-м, оценил Росстат. В декабре темпы роста промпроизводства оказались неожиданно высоки и были поддержаны увеличением цен на сырье, госзаказом, услугами в нефтедобыче, а также скудными запасами готовой продукции. Впрочем, сама по себе динамика выпуска слабо характеризует положение дел в секторе — к концу 2021 — началу 2022 года он столкнулся с серьезным дефицитом кадров, недостаточностью внутреннего спроса и продолжающейся сверхвысокой инфляцией издержек.
Росстат оценил увеличение объема выпуска промышленности по итогам 2021 года в 5,3%. При этом он повысил оценку показателя в годовом выражении в ноябре до 7,6% (против прежних 7%) и сообщил о его росте на 6% в декабре (что оказалось заметно выше прогнозов: у «Интерфакса» — 4,1%, Reuters — 3,9%, Bloomberg — 4,5%).
Декабрь внес заметный вклад в то, что годовая оценка несколько (на 0,2–0,3 процентного пункта (п. п.)) превысила консенсус и оказалась заметно выше скромного прогноза Минэкономики в 4,2%, а также уровня 2019 года (на 3,1%).
Добывающие отрасли по сравнению с 2020 годом выросли на 4,8% (на 3,4% к 2019-му), обрабатывающие — на 5% (на 14,2%).
Декабрьский всплеск обнаруживается в выражении «месяц к месяцу» с учетом сезонности — темпы роста объема выпуска подскочили до 1,2% с 0,7% в ноябре. Это эксперты объясняют разовыми факторами. Первый — рост производства машинного оборудования на 25% в годовом выражении в декабре после сокращения на 3% в ноябре. «Мы связываем сильные данные по промпроизводству с большими тратами федерального бюджета в конце 2021 года по разделам "Национальная экономика" и "Национальная оборона", которые на среднесрочном горизонте будут поддерживать отрасли тяжелой промышленности. Традиционно индустрия чувствительна к бюджетным расходам»,— фиксируют аналитики VTB Capital.
C ними соглашается Владимир Сальников из ЦМАКП, который отмечает, что такой всплеск наблюдается второй год. Также он выделяет высокий вклад в показатель роста сектора услуг в области добычи полезных ископаемых (на 44,4% в декабре). Вес таких услуг в индексе промпроизводства довольно высок (3–3,5%), поясняет эксперт, и высокие темпы их роста в конце года могли добавить к декабрьской цифре 1,3–1,4 п. п. и 0,6–0,7 п. п.— к общегодовым темпам. Таким образом, за счет аутсорсинга услуг, которые раньше были «внутри» нефтяных компаний, созданы новые предприятия, что формально увеличивает выпуск за счет промежуточного потребления. Помимо этого господин Сальников отмечает рост выпуска автомобилей, который появился в декабре (2,8% в годовом выражении).
Между тем динамика выпуска не характеризует реальное положение дел в секторе.
Опросы промышленников в январе 2022 года, результаты которых опубликовали ИЭП, Markit и ЦБ, фиксируют продолжающееся беспрецедентное давление на издержки в обработке, дефицит комплектующих и рост инфляционных ожиданий на ближайший квартал (см. “Ъ” от 1 февраля и рубрику «Мониторинг»). При этом «текущая динамика выпуска и прогнозы ее изменения находятся сейчас под беспрецедентным давлением дефицита кадров. Это обстоятельство заставляет предприятия планировать столь же беспрецедентный наем рабочей силы»,— фиксируют в ИЭП. По данным института, нехватка кадров стала первым по значимости фактором из числа ограничивающих рост производства в январе (это отметили 44% респондентов), после чего следуют недостаточный внутренний спрос (43%) и экономическая неопределенность (39%).
Растущую значимость проблемы кадров отмечают и аналитики ЦБ в новом выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды». Если в ИЭП ее связывают «с демографическими проблемами России в сочетании с гипертрофированной системой высшего образования», то в ЦБ отмечают, что «"омикрон", распространение которого привело к резкому росту заболеваемости коронавирусом, уже становится значимым фактором для рынка труда, который и без того испытывает проблемы в связи с дефицитом рабочей силы», что может стать фактором ограничения роста экономики в целом. Тем не менее «предприятия и население адаптировались к изменившимся условиям быстрее, чем ожидалось, а стимулирующие меры в отдельных случаях оказались избыточными и стали причиной перегрева экономики», заключают в ЦБ.