Что готовит автогод
Будет тяжелей, чем тот
Для автомобильного рынка наступивший год скорее всего станет очередным сложным испытанием: две главные его проблемы, дефицит и рост цен, сохранятся как минимум до середины 2022 года. И хотя это больно бьет по покупателям, для производителей и автодилеров такая ситуация в чем-то выгодна.
К удивлению многих, в 2021 году российский авторынок сумел нажать на педаль газа: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в стране составили 1,666 млн штук, что на 4,3% больше, чем в 2020 году. И это притом что весь прошлый год авторынок находился под беспрецедентным давлением сложных проблем, главными из которых стали рост цен и дефицит автомобилей.
По данным «Автостата», ценовой разгон автомобилей в России стал буквально чемпионским. В 2021 году средняя цена новой машины в РФ взлетела почти на четверть — на 23% и превысила двухмиллионную планку, достигнув отметки в 2,07 млн руб. Для сравнения, в 2020 году средняя цена авто в России увеличилась на 7% (до 1,68 млн руб.), в 2019 году — на 9% (1,57 млн руб.). И даже в 2015 году после обвала курса рубля рост цен на автомобили не был таким значительным — тогда он фиксировался на уровне +20% (1,19 млн руб.). А всего, по подсчетам аналитиков, с 2014 года рост средней цены машин составил значимые 107%.
Но в реальности скачок цен на автомобили за последний год был гораздо более существенным, чем официальная статистика. Связано это со второй проблемой авторынка: беспрецедентным дефицитом машин в автосалонах. По подсчетам аналитической компании LMC Automotive, из-за вызванных локдаунами производственных и логистических сбоев, а также нехватки полупроводников в 2021 году мировая автоиндустрия недовыпустила каждый девятый автомобиль: в общей сложности было произведено на 9,6 млн машин меньше, чем планировалось, что составляет порядка 11% от годового объема производства мирового автопрома.
Кризис в полной мере отразился и на российском рынке: его участники предполагают, что если бы не дефицит автомобилей, то показатели продаж могли бы быть минимум на 10–15% выше и продажи вполне мог бы приблизиться к отметке в 1,9 млн единиц. Весь прежний год поставок автомобилей в розничные сети остро не хватало, чем быстро воспользовались автодилеры. После голодного периода прошлых лет (когда продажи машин падали) продавцы быстро нашли способ неплохо зарабатывать на ситуации, предлагая дефицитные модели с ощутимыми наценками в виде обязательного дополнительного оборудования («допов»). В результате ценники за минувший год в некоторых случаях обновлялись кардинально. Например, по подсчетам «Газпромбанк Автолизинг», премиальная модель Mercedes-Benz S-класса к началу текущего года подорожала более чем вдвое — на 117%, с 5,5 млн руб. в конце 2020 года до 12,3 млн в конце 2021 года. А такая массовая модель, как Hyundai Elantra,— на внушительные 82%, с 0,94 млн руб. до 1,71 млн руб.
Рост цен и дефицит чипов
Начало нового года, увы, облегчения не принесло: в наступившем году дефицит автомобилей и рост цен на них продолжаются. По словам автодилеров, уже в январе некоторые автопроизводители подняли цены на свои авто на 5–10%. «С начала 2022 года Renault Duster подорожал на 10,6%, до 1,147 млн руб., Kia K5 — на 3,7%, до 1,954 млн руб., Hyundai Creta — на 4,8%, до 1,299 млн руб., Volkswagen Polo — на 0,09%, до 1,033 млн руб., Mazda CX-5 — почти на процент, до 1,952 млн руб., цена Toyota RAV4 в январе составила 2,169 млн руб., увеличившись на 2,3%,— констатирует Денис Решетников, руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto.— Основными факторами роста цен стали традиционное обновление прайсов с начала года, о котором автопроизводители предупреждали в декабре 2021 года, ослабление курса рубля, а также ежегодная индексация».
«Тенденция роста цен новых автомобилей в 2022 году сохранится, с 1 января ряд брендов обновили прайсы на модели 2022 года выпуска»,— не сомневается Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей автодилера «Авилон». По его словам, в частности, в январе плановое повышение произошло у KIA (рост цен составляет от 2% до 4%) и Mitsubishi (рост от 1,5% до 2%). В премиальном сегменте на 1,5% подорожали автомобили Mercedes-Benz, Volvo — на 250 тыс. руб., от 150 тыс. до 270 тыс. руб. выросли прайсы на Cadillac, от 25 тыс. до 120 тыс. руб.— на Chevrolet. По мнению эксперта, велика вероятность, что в первой половине года на рынке еще произойдет увеличение цен: по прогнозам, они могут вырасти на 3–5%.
В этом году никуда не делась проблема с дефицитом чипов. Согласно исследованию консалтинговой компании Roland Berger, проблема с нехваткой полупроводников в мировой экономике будет сохранять остроту не только в 2022 году, но и в следующем 2023 году. По данным аналитиков, спрос на чипы в ближайшие несколько лет будет расти на 17% в год, а мощность выпускающих их предприятий способна повышаться только на 6% в год. И оперативно наращивать объемы выпуска микроэлектроники у мировых производителей не получается.
Что почем в этом году
Ситуация с продажами в первой половине года будет явно хуже ситуации годичной давности, когда и цены были ниже, и дилерские аппетиты скоромнее. Выравнивание баланса спроса и предложения мы видим не раньше конца текущего года, когда, возможно, вернутся и традиционные предновогодние скидки. В целом неплохо себя чувствует большая немецкая тройка, особенно BMW, у которой за все время практически не было дефицита моделей. Сейчас можно, к примеру, без проблем приобрести бестселлер Х5. Нет проблем также с Audi A6, Toyota Camry, Chevrolet Trailblazer, всеми моделями Chery и новинкой Haval — моделью Jolion. По остальным маркам и моделям стабильности нет: сказываются квоты для РФ и далее по дилерским сетям. По этой причине стали распространенными случаи, когда клиенты, скажем, из Москвы едут забирать машину где-нибудь на Урале. В массовом сегменте поставки с отсрочкой в один-два месяца наблюдаются, например, по Hyundai/Kia (сложно с кроссоверами Santa Fe и Mohave). Из особо проблемных марок — Skoda. Придется набраться терпения при поиске Lexus RX300, дизельных Volvo XC90 и XC40, а также нового Genesis GV80.
Что касается роста цен в новом году, то уже в январе автомобили традиционно подорожали — в среднем на 3–5%. Рост цен затронул практически все марки, в том числе отечественную Lada. А также те модели, ценники на которые пересматривались еще месяц назад. Потолка цены достигнут не скоро — можно лишь ожидать замедления темпов роста. А законодатели уже думают о новом налоге на роскошь — в сегмент роскошных (дороже 3 млн руб.) уже попадают модели из линеек подавляющего большинства представленных на нашем рынке брендов. Помимо роста розничных цен (за 2021 год средний чек вырос на 15%) есть и другая проблема. По нашим данным, в большинстве случаев стоящие в дилерских центрах машины оснащаются дополнительным оборудованием, которое прибавляет к цене еще 10–15%. Но и при желании клиента приобрести автомобиль из числа поставляемых нужно быть готовым к тому, что в первую очередь будут предложены более дорогие исполнения. По нашим прогнозам, дальнейший рост рекомендованных розничных цен на новые авто в 2022 году может составить очередные 15%. Авансирование находящихся в поставке машин уже не является гарантией фиксации цены, нередки случаи, когда к моменту прихода в дилерский центр заказанный автомобиль может подорожать на несколько сотен и даже миллионов рублей (если говорить о премиум-сегменте). А помимо дилерских накруток нередки и агентские вознаграждения представителям автоцентров — только так клиенту гарантируется выдача. Отчасти проблему неконтролируемого роста цен мог бы решить переход к прямым онлайн-продажам, когда цена фиксируется на сайте импортера. В остальном ожидаем восстановления баланса спроса и предложения, которое расставит все на свои места.
Участники авторынка прогнозируют, что нехватка машин сохранится как минимум до середины текущего года. «Предположительно поставки дилерам начнут налаживаться только во второй половине 2022 года, при условии что рынок не столкнется с новыми проблемами»,— прогнозирует Алексей Стариков из «Авилона». По его мнению, мгновенного улучшения ждать не приходится: отрасли нужно длительное время для восстановления. На данный момент ситуация с дефицитом автомобилей находится на этапе стагнации — машин не становится меньше, но и объемы поставок не увеличиваются. Наполняемость складов различными моделями у всех брендов разная: более современные и технически сложные модели в наибольшем дефиците в связи с нехваткой микрочипов, список ожидания поставки заказанного клиентом автомобиля растянулся уже до 2023 года и далее.
Относительно новым явлением наступившего года на авторынке можно назвать активизацию перекупщиков, когда частные лица или небольшие компании выкупают у салонов ходовые модели авто, а затем перепродают их с наценкой. «Сейчас, к сожалению, не всегда этот автомобиль можно найти в наличии у дилера — зачастую он находится в шоурумах перекупщиков, которые продают существенно дороже официальных дилеров. И эта тенденция в текущем году будет сохраняться»,— поясняет Андрей Ольховский, генеральный директор группы компаний «Автодом». Основная причина такого явления, на его взгляд,— позиция импортеров, которые требуют от дилеров распродавать 80% склада ежемесячно, по сути оставляя только автомобили в шоурумах. В такой гонке дилеры зачастую вынуждены совершать сделки с перекупщиками, чтобы выполнять требования импортеров, от чего страдают конечные покупатели.
С одной стороны, автопроизводители от нехватки машин на складах страдают, так как меньший выпуск продукции от запланированного объема — это недополученная прибыль. С другой — ситуация с нехваткой машин выгодна производителям, а также продавцам, так как это позволяет в моменте поднять маржинальность бизнеса.
«Импортерам понравилось сидеть на пустых складах»,— убежден Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой автопрокат». Образно говоря, выгоднее продать сто автомобилей за миллион рублей, чем двести по пятьсот тысяч. По словам эксперта, мотивация бороться за долю рынка сменилась мотивацией наращивания маржи. Автосалоны, на его взгляд, делают то же самое — они не соблюдают рекомендованные розничные цены и продают автомобили дороже, обосновывая высокую цену высоким спросом.
Покупательская способность не поспевает за ростом цен на автомобили. Так что вполне возможно, что спрос на машины в России в будущем упадет, что создает для автодилеров серьезные риски. «Автодилерам невыгодно запасаться товарами — можно набрать машин в кредит, а после этого спрос на них упадет»,— рассуждает Дмитрий Матвеев. Из-за дефицита и высокого спроса дистрибуторы, по его словам, не дают скидок автодилерам, а дилеру тоже нужно на что-то жить, и он максимально «начиняет» свои машины дополнительным оборудованием. Сейчас, по его наблюдениям, практически невозможно найти машину в автосалоне, на которую дилер не установил бы дополнительное оборудование. Очереди в автосалонах — это возможность для дилеров диктовать свои условия покупателям.
С надеждой на лучшее
Автопроизводители стараются не терять оптимизма и в долгосрочной перспективе намерены удерживать позиции на российском авторынке с помощью нескольких десятков новых моделей, которые они намерены представить в России в новом 2022 году. «В массовом сегменте ключевой новинкой станет рестайлинговая Lada Vesta со светодиодными фарами, продвинутой мультимедиа-системой и ценой предположительно от 900 тыс. руб. В популярном сегменте C-SUV ожидается появление нового поколения Kia Sportage с полностью пересмотренным дизайном»,— говорит Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг». Также, по ее словам, одними из самых ожидаемых на российском рынке можно назвать представителей китайских брендов Chery и Haval: первый представит в нашей стране новый купеобразный кроссовер Chery Omoda 5, второй — Haval Dargo, конкурента Jolion. Обновленные дизайны и мощности, а также расширенные пакеты опций — вот из-за чего эти новинки так ожидаемы в РФ.
Логика автомобильного рынка
Проблема дефицита полупроводников сохранится как минимум до конца года, поэтому дефицит машин также останется с нами в 2022 году. Сохранение высокого спроса на фоне продолжающейся нехватки машин вынудит автопроизводителей сильнее повысить рекомендованную розничную цену (РРЦ), а дилеров — компенсировать убытки от недостаточного количества проданных машин за счет накруток за допы. Цена новых автомобилей в первом полугодии 2022 года может в среднем увеличиться на 5–7%, при худшем сценарии развития кризиса полупроводников — на 10–15%.
Некоторые модели автомобилей только вместе с боем курантов уже подорожали не на привычные для прошлых лет 2–3%, а на 4–6%. Все это говорит о том, что дистрибуторы будут и дальше таким образом стараться компенсировать те финансовые потери, которые получили при падении объемов продаж в 2021 году. Дилеры также едва ли умерят аппетиты. Как не будет решена и основная проблема на рынке (дефицит машин из-за нехватки полупроводников). Поэтому в первом квартале мы, вероятнее всего, увидим рост цен на автомобили на 10–15%. Для большинства покупателей ситуация с ростом цен в авторитейле наверняка выглядит угрожающе. Среди топ-20 моделей нашего рынка не нашлось ни одной, которая бы подорожала меньше чем на 13%. Но особенно сильно удручает ценообразование на модели, которые изначально задумывались своими создателями как предельно бюджетные.
Глобально за весь 2021 год в мире произведено порядка 85 млн новых автомобилей. Это на 7 млн больше, чем в 2020-м, но на 9 млн меньше, чем планировалось. Почти половину объема традиционно раскупают потребители Китая и США. Более 10 млн уходит для жителей Японии, Германии и Индии. Россия с ее рынком в 1,67 млн не попадает пока даже в десятку крупнейших стран-потребителей, а значит, оказалась далеко не в первых рядах в очереди за машинами. Когда производство и логистика по целому ряду других брендов выйдут на плановые значения, мы едва ли получим дефицитный товар в числе первых. При этом многие бренды, которые не имеют здесь локального производства и сколько-нибудь весомой (от 2%) доли продаж, рискуют и дальше отдавать определенную часть покупателей китайцам. В свою очередь, представители КНР продолжат наращивать обороты и планируют «выступать» во все более дорогих и прибыльных сегментах.
«В рамках нашего собственного исследования о трендах 2022 года мы спрашивали наших пользователей о самых ожидаемых премьерах года, и по итогу пришли к интересным выводам»,— продолжает Петрос Мкртычян, генеральный директор «Сберавто». Больше всего ждут модель Kia Sportage пятого поколения — и это логично, ведь по итогам 2021 года модель вошла в топ-15 по продажам и пользуется большим спросом у россиян. На втором месте «фейслифтинговая» версия Lada Vesta, самого популярного авто на нашем рынке по итогам года. А дальше результаты исследования оказались необычными — на третьем месте Geely КХ11, первопроходец бренда в сегменте D-SUV на российском рынке, и это наглядно демонстрирует возросший интерес россиян к китайским автобрендам. Причем в топ-10 по степени ожидания также вошел еще один «китаец», и довольно неожиданный — Changan UNI-K, который оказался на шестом месте. Также в пятерку вошел электрокроссовер Kia EV6, появление которого на рынке ожидает почти каждый десятый россиянин (9%), и замыкает ее полюбившаяся россиянам Skoda Karoq (модель стала 21-й по продажам в 2021 году). Таким образом, можно сделать вывод, что все существующие фавориты на рынке так и останутся популярными, но, тем не менее, российские автолюбители заинтересованы и в нестандартных новинках, за которыми они планируют внимательно следить.
Рейтинг изменения средней цены легковых автомобилей (руб., без НДС)
|
Источник: «Газпромбанк Автолизинг».
Хотя автопроизводители обещают увеличенные квоты для российского рынка, не факт, что все объявленные новинки в новом году будут удовлетворять внимание к ним со стороны потребителей. Таким образом, ответ на вопрос, стоит ли покупать автомобиль в наступившем 2022 году, далеко не однозначный. «Если у вас нет машины, то сейчас не лучшее время ее покупать,— советует Дмитрий Матвеев.— Если машина есть, то считайте, что на сегодня это ваш актив, который растет в цене. Если авто вам остро необходимо здесь и сейчас — покупайте, чем быстрее, тем лучше, чтобы успеть до следующего скачка цен. Если нет, отложите покупку хотя бы на год и присмотритесь к все более и более набирающему обороты тренду на прокат автомобиля вместо приобретения его в собственность (каршеринг, аренда авто)». «Очень возможно, что в вашем конкретном случае это будет куда более выгодно с точки зрения нагрузки на ваш бюджет, чем покупка новой или подержанной машины,— говорит эксперт.— Если думаете купить подержанное авто до трех лет, то поторопитесь. Автовладельцы все чаще откладывают продажу старого и покупку нового авто, а это значит, что рынок хороших и относительно новых подержанных машин будет сжиматься и цены на них продолжат расти».
«Главный совет покупателям в текущей ситуации — не пытаться переиграть рынок,— заключает Андрей Ольховский из "Автодома".— Если вам нужен автомобиль, и вы запланировали его купить — покупайте. Да, дорого сейчас, но завтра может быть еще дороже. При этом мы видим, что ключевая ставка ЦБ РФ за год выросла ровно в два раза, поэтому владение автомобилем, в том числе с помощью кредитных программ, может стать роскошью».