Луна слетела с катушек
в новом фильме Роланда Эммериха
В прокат вышел фильм-катастрофа «Падение Луны», снятый признанным корифеем жанра Роландом Эммерихом. Юлия Шагельман невольно восхитилась тем, как режиссер остается верен себе, несмотря на то что его картины уже давно похожи на самопародии.
Мало кто помнит, что Роланд Эммерих начинал свою карьеру в 1980-х как постановщик малобюджетной фантастики, в которую ему самому часто приходилось вкладываться как продюсеру. С переездом из Германии в Голливуд бюджеты его фильмов росли, в них начали сниматься звезды: например, в 1992 году вышел хит постсоветского видеопроката «Универсальный солдат» с Ван Даммом, а в 1994-м — «Звездные врата» с Куртом Расселом, но их кассовые сборы не то чтобы сильно радовали. Наконец, в 1996-м Эммерих нашел свое настоящее призвание — грандиозные как по размаху действия, так и по его глупости картины о всяческих бедах, угрожающих нашей планете. В «Дне независимости» (1996) и его снятом 20 лет спустя сиквеле нас хотели уничтожить инопланетяне, в «Годзилле» (1998) — громадная ящерица-мутант, в «Послезавтра» (2004) — глобальное потепление, в «2012» (2009) — целая серия катаклизмов, предсказанных в календаре майя. Иногда, правда, Эммерих отвлекался от своего любимого жанра, чтобы рассказать об американской войне за независимость («Патриот», 2000), настоящем Шекспире («Аноним», 2011) и даже о борьбе гомосексуалов за свои права («Стоунволл», 2015).
Однако «Падение Луны» — его классический фильм, без всяких отклонений. Речь снова пойдет о гибели Земли — на сей раз Луна сошла с орбиты и вот-вот упадет на нашу многострадальную планету, а пока вызывает тайфуны, наводнения и ураганы. Кажется, мы видели что-то подобное совсем недавно — в злой сатире Адама Маккея «Не смотрите наверх», где упасть на Землю должна была комета, но человечество, находящееся на краю тотального уничтожения, совсем не обращало на это внимания. У Эммериха все не так: новости о падении Луны мгновенно распространяются по миру, и им верит каждый — от главы государства до школьника. Кроме того, в отличие от своего коллеги, циника и мизантропа, Эммерих оптимист и даже гуманист: он дает людям шанс выбраться из этой заварухи.
Ответственную миссию по спасению человечества он поручает трем героям, которые выглядят, разговаривают и ведут себя так, как будто вышли из всех пародий на фильмы-катастрофы сразу (самая большая загадка картины — было это сознательным режиссерским решением или все-таки нет). Возвращать Луну на орбиту будут бывший астронавт Брайан Харпер (Патрик Уилсон), которого выгнали из NASA за дисциплинарные нарушения, но если родина скажет, он все равно выполнит свой долг; его давнишняя коллега Джо Фаулер (Хэлли Берри), которая дослужилась до какого-то административного поста, а в общей суматохе была назначена исполняющей обязанности директора NASA — в основном для того, чтобы было на кого сваливать все возникающие проблемы; и «доктор» Кей Си Хаусман (Джон Брэдли) — выдающий себя за ученого очкастый толстячок, носящийся с завиральной идеей о том, что Луна — это сооруженная инопланетянами «мегаструктура», полая внутри. И вы удивитесь, но он оказывается прав!
«Падение Луны» — настоящий подарок сторонникам теорий заговоров. Если кто-то верит в то, что человечеством управляет тайное правительство рептилоидов, что египетские пирамиды построили пришельцы, что Кеннеди убил вовсе не Ли Харви Освальд, что NASA скрывает правду о высадке американцев на Луну, а в ее недрах скрывается «интеллектуальная самовоспроизводящаяся сингулярность», то фильм Эммериха — подтверждение не только того, что они не одиноки в этом мире, но и того, что на экранизацию их убеждений Голливуд готов потратить $140 млн. Остальным, пользуясь выражением Джо Фаулер, «все, что мы знали об устройстве Вселенной, можно просто забыть».
Увы, основная проблема фильма в том, что восхитительная сценарная дичь гораздо веселее в пересказе. На экране же она не может искупить ни графоманский хронометраж, ни совершенно неизобретательные спецэффекты, ни на редкость необаятельных протагонистов (за исключением чудесно неуклюжего Брэдли, реплики которого даже про «мегаструктуру» настолько естественны, насколько это вообще возможно). Когда планету спасали Уилл Смит и Джефф Голдблюм, им хотелось от всей души пожелать удачи. Когда это делает Патрик Уилсон, мечтаешь только о том, чтобы его миссия побыстрее закончилась, даже неважно как.