Дорогу прокладывают по живому
Нижегородские чиновники настаивают на строительстве трассы по уникальной природной территории
Правительство Нижегородской области намерено построить восточный обход Нижнего Новгорода по территории Артемовских лугов. Экологи говорят, что эти земли являются одним из четырех сохранившихся в России первозданных участков волжской поймы и населены краснокнижными видами животных и растений. Новая дорога и мост через Волгу должны пустить в обход Нижнего Новгорода до 10 тыс. автомобилей в сутки. На конец декабря 2021 года финансовая потребность при строительстве моста и обхода оценивалась в 70 млрд руб. Нижегородские экологи считают, что идея прокладки трассы по Артемовским лугам нарушает сразу несколько федеральных законов и нормативных актов. Они уверены, что сохранившийся участок волжской поймы должен стать памятником природы ЮНЕСКО.
Восточный обход Нижнего Новгорода планируется проложить по уникальной природной территории Артемовских лугов, населенной краснокнижными растениями и животными. Об этом руководитель нижегородского экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов заявил на совещании, которое прошло на кафедре ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Участники встречи обсудили проблему соблюдения природоохранного законодательства при подготовке проекта планировки и межевания территории (ППМ) под будущее строительство.
По данным «Дронта», в Артемовских лугах обитает более 90 видов краснокнижников. Эта территория остается одним из четырех естественных участков волжской поймы в России – все остальное затоплено при строительстве каскада ГЭС.
«Вместо стройки этим лугам нужно придать статус природного парка ЮНЕСКО. Такая идея озвучивалась во время форума "Великие реки", но пока эта рекомендация забыта», — отметил эколог.
Как писал «Ъ-Приволжье», в апреле 2021 года против реализации проекта по строительству восточного обхода Нижнего Новгорода выступили жители соседнего Кстовского района, которые не хотят, чтобы трасса проходила вблизи их домов. Власти тогда пообещали разработать несколько вариантов трассы. В декабре перспективную схему строительства в Совете федерации РФ представил замгубернатора Сергей Морозов. В его презентации сказано, что дорога пройдет по Артемовским лугам, по несуществующему пока мосту через Волгу до города Бор и далее, на трассу Нижний Новгород — Киров. На реализацию проекта необходимо 70 млрд руб. В районе обхода с нижегородской и борской сторон планируется построить 4,9 млн кв. м жилья.
На встрече в ННГАСУ «Главное управление автомобильных дорог» представило ППМ, по которому трасса удалена от жилых домов и проходит ближе к берегу Волги. По мнению начальника отдела предпроектной подготовки Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области (ГУАД) Алексея Новожилова, вопрос о соблюдении природоохранного законодательства при строительстве на стадии разработки ППМ «звучит странно».
«Пока мы только намечаем маршрут трассы. Конкретные мероприятия по оценке воздействия стройки на окружающую среду будут определены при разработке проектно-сметной документации. При ее подготовке будет проведена комплексная оценка животного и растительного мира и проработан перечень действий по его сохранению. Проект после его подготовки будет вынесен на общественное обсуждение», — заявил господин Новожилов.
Председатель нижегородского отделения Союза охраны птиц Сергей Бакка считает, что предложенный вариант трассы «неминуемо убьет» редкие виды птиц в Артемовских лугах. «Он прямо противоречит природоохранному законодательству и нанесет колоссальный ущерб. Природное значение Артемовских лугов будет практически уничтожено. Именно сейчас, на стадии планирования, еще можно избежать этих нарушений», – уверен эколог.
«Мы не хотим никого убивать, у нас нет цели разрушить животный мир. Поэтому трасса вынесена на окраину лугов, чтобы сохранить остальную часть территории единым целым», — пояснил Алексей Новожилов.
По его словам, все необходимые природоохранные мероприятия будут выполнены: «Но нам нужно соблюсти баланс интересов людей и животного мира. Дорожная сеть города не справляется с растущим количеством машин, и транспортный поток нужно вывести за его территорию. В перспективе, после строительства моста через Волгу, восточный обход может направлять в объезд Нижнего Новгорода до 10 тыс. машин в сутки».
Представителя ГУАД поддержал главный архитектор области Сергей Попов. Он считает, что предложенный вариант трассы максимально сохранит территорию Артемовских лугов и является «самым лайтовым с точки зрения денег». В случае отказа от строительства транзитный транспорт на направлении с юга на север будет идти либо через Нижний Новгород, либо объезжать его через Городец или Казань.
Асхат Каюмов отметил, что представленный проект маршрута трассы накладывается на места обитания краснокнижных видов животных и растений.
Это является нарушением федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «О животном мире». «Они напрямую запрещают любую деятельность, которая может привести к сокращению числа краснокнижных животных и растений или ухудшению среды их обитания. И в законе нет пунктов о том, что если кто-то вдруг хочет освоить федеральные деньги, то соблюдать его не обязательно».
Эколог считает, что в ситуации с Артемовскими лугами оценивать влияние стройки на природу необходимо уже на стадии разработки ППМ. Участники совещания договорились направить на имя губернатора Глеба Никитина и в областную прокуратуру обращения с просьбой оценить возможность и законность принятия такого решения.