Перевозки взревут «Белугой»
Airbus ищет в РФ заказы для своего крупнейшего транспортного самолета
Транспортное подразделение Airbus выведет на российский рынок самолеты Airbus Beluga ST для перевозки крупногабаритных и нестандартных грузов. Чартерные рейсы планирует организовать авиаброкер Chapman Freeborn, рассчитывая перевозить вертолеты, авиадвигатели и оборудование для добычи полезных ископаемых. Но при цене рейса из Европы в РФ в $1,5 млн эксперты видят место Beluga только в уникальных перевозках вроде транспортировки космических ракет и жирафов.
Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ
Airbus собирается предложить российскому рынку свой транспортник Airbus Beluga ST, брокером выступит Chapman Freeborn (входит в состав группы Avia Solutions Group). Как сообщили “Ъ” в российском офисе Airbus, речь идет о предоставлении грузового сервиса. «Мы выступаем как новый игрок на рынке авиационных грузоперевозок, в будущем всеми "Белугами" будет оперировать новая авиакомпания, созданная Airbus»,— уточнили там. В Airbus ориентируются на коммерческих клиентов, в том числе в космической и энергетической отраслях, а также готовы продавать емкости Beluga брокерам и экспедиторам, которые будут находить заказчиков и консолидировать грузы.
Airbus использует пять Beluga ST для транспортировки крупных деталей своих самолетов, производимых на разных заводах в Европе. Все Beluga ST будут выводиться по мере поступления в эксплуатацию новой версии — Beluga XL. Beluga обладает самым большим в мире внутренним поперечным сечением, вмещает груз до 7,1 м в ширину и 6,7 м в высоту. Длина грузового отсека — 39 м, максимальная грузоподъемность 40 т, дальность при полной загрузке — 1,7 тыс. км. Возраст предлагаемого в РФ самолета Beluga ST — 25 лет, он находится в середине своего жизненного цикла.
Самолет Airbus Beluga
Фото: Don-vip / Wikipedia
Цена самолета для покупателя составила бы около €200 млн, рассказал “Ъ” директор по грузовым перевозкам Chapman Freeborn Владислав Волжанин. По его оценке, рейс из Европы в Россию для клиента может стоить около $1,5 млн. Потенциальными интересантами в компании видят производителей вертолетов, крупногабаритных деталей и двигателей. В салон войдет один большой вертолет типа H225 или Ми-8, отметил Владислав Волжанин: «Но если обычно при транспортировке снимают хвост, то здесь — только лопасти».
В авиакомпании «Авиастар-ТУ» “Ъ” рассказали, что предложение Airbus им не поступало. «Мы не занимаемся негабаритными перевозками. Это прямой конкурент "Волги-Днепра", которая, на мой взгляд, эффективно покрывает потребности российского рынка»,— пояснил гендиректор перевозчика Дмитрий Коваленко. В «Волге-Днепре» “Ъ” сообщили, что заинтересованы в новых типах грузовых ВС, но переговоров о возможном использовании Beluga не ведут.
На мировом рынке грузовых перевозок превалируют компактные стандартизированные форматы, связанные с развитием электронной торговли, говорит директор компании «Инфомост» Борис Рыбак. Приход Beluga вряд ли сильно изменит расстановку сил на этом рынке. Перевозка нестандартных грузов — специфическая и индивидуальная услуга, которая требует решения инженерных задач по подъему на борт, что в отдельных случаях может быть дороже самой перевозки. Beluga может быть востребована при транспортировке ракет, моногрузов, ректификационных колонн, 80-тонных цистерн и двигателей диаметром в несколько метров, считает он. Однако перевес на рынке крупногабаритных перевозок останется за Ан-124 и Ил-76 «Волги-Днепра» и украинской Antonov Airlines, эксплуатирующей сопоставимый с Белугой Ан-225. Еще одним преимуществом самолетов «Ан» считается рамповый метод погрузки, тогда как подъем на «Белугу» требует специальных подъемных устройств.
Встраивать Beluga в логистические цепочки на регулярной основе российские компании не будут, полагает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Крыло для российского МС-21 транспортируют автотранспортом, это отработанная внутри РФ технология, отмечает он. По его словам, Beluga может быть экономически эффективна при стоимости перевозимого объекта от нескольких десятков миллионов долларов. Вертолет Ми-8 можно перевезти «Русланом», что потребует большей подготовительной работы и снятия отдельных деталей, но будет дешевле. По его мнению, в РФ интерес к перевозкам Beluga «достаточно теоретический», но самолет может быть востребован в уникальных случаях. В качестве примера он привел доставку картины «Свобода, ведущая народ» габаритами 3 х 3,6 м из Парижа в Токио и обратно в 1999 году. Другая экзотическая опция — доставка жирафов по заказу зоопарков.
Фотогалерея
Воздушные гиганты
Ан-124 «Руслан», введенный в эксплуатацию в 1987 году, был вторым самым большим серийно выпускающимся самолетом в мире до появления Airbus A380. Сейчас он остается самым большим военным воздушным судном в мире. Также используется в гражданских целях
На фото: Ан-124 и истребители Су-27
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Духанин
Транспортный самолет Ан-225 «Мрия» является одним из самых грузоподъемных. В 1989 году установил рекорд, совершив полёт с грузом 156,3 тонны. Он был создан в единичном экземпляре и запущен в эксплуатацию в 1988 году для транспортировки и обслуживания космического корабля «Буран». Сейчас используется для коммерческих перевозок и эксплуатируется украинской авиакомпанией Antonov Airlines
Фото: Коммерсантъ / Александр Чиженок
Американское воздушное военное судно Lockheed C-5 Galaxy (на фото), введенное в эксплуатацию в 1968 году, стало самым крупным серийным грузовым самолетом. В 1982 году оно уступило пальму первенства советскому судну Ан-124
Фото: Thomas Peter / Reuters
Созданный в 1969 году Boeing 747 на протяжении более 30 лет удерживал пальму первенства среди пассажирских самолетов — до появления Airbus А380. В 1991 году он поставил рекорд по перевозке пассажиров: в ходе военной операции по вывозу эфиопских евреев в Израиль на его борту удалось разместить 1112 человек
На фото: модификация Boeing 747-400 «Казань» авиакомпании «Россия»
Фото: Коммерсантъ / Максим Титиевский
Советский Ан-22 «Антей» — самый большой турбовинтовой самолет в мире. Длина — 57,31 м, размах крыла — 64,40 м. Введен в эксплуатацию в 1969 году. До сих пор используется в России и на Украине
Фото: Коммерсантъ / Сергей Александров
Американский самолёт-носитель Stratolaunch намерены задействовать в авиационно-космической отрасли. Его презентация прошла в мае 2017 года. После ввода самолета в эксплуатацию у него будет самый большой размах крыла — более 117 метров
Фото: Stratolaunch
Airbus А380 является самым большим серийно выпускающимся самолетом в мире (длина — 72,75 м, размах крыла — 79,75 м) и самым большим по пассажировместимости (до 853 человек). Он был введен в эксплуатацию в 2007 году. 14 февраля 2019 года стало известно, что компания Airbus больше не будет производить эти лайнеры
Фото: Lehtikuv / Jussi Nukari / AP
Airbus A340-600 (на фото) с момента ввода в эксплуатацию в 2002 году являлся самым длинным пассажирским самолетом в мире — свыше 75 метров. В 2011 году его сместила с первого места модификация Boeing 747-8. Длина этого судна более 76 метров
Фото: Markus Schreiber / AP
Вплоть до презентации в 2017 году воздушного судна Stratolaunch самым большим размахом крыла обладал транспортный американский самолет Hughes H-4 Hercules — почти 98 метров. Он был введен в эксплуатацию в 1947 году, его корпус был изготовлен из дерева. Сейчас судно является экспонатом Авиационного музея в Макминнвилле (США)
Фото: SDASM Archives / Flickr
Boeing 777-300ER предназначен для авиалиний большой протяженности. Его максимальная дальность полета без дозаправки достигает 14690 км
Фото: Christian Hartmann / Reuters
Boeing 747 LCF Dreamlifter — грузовой самолет с одним из самых вместительных фюзеляжей (1840 кубометров). Введен в эксплуатацию в 2007 году
Фото: Elaine Thompson / AP
Airbus A300-600ST Beluga был введен в эксплуатацию в 1995 году. Необычный внешний вид корпуса напоминает собой кита белуху, отчего он и получил свое название. Воздушное судно предназначено для перевозки крупногабаритных грузов, в частности, деталей других самолетов компании Airbus
Фото: Sven Kaestner / AP