Труба зовет в многоэтажки
«Воронежтрубопроводстрой» окончательно покидает рынок после банкротства
Некогда заметный представитель воронежской нефтегазовой промышленности, прокладывавший магистральные газо- и нефтепроводы, «Воронежтрубопроводстрой» покойного депутата облдумы Василия Шипилова окончательно теряет шансы на возобновление работы после банкротства. Оборудование, технику и недвижимость предприятия распродают отдельными лотами в отсутствие спроса на него как на единый комплекс. Освободившиеся недалеко от центра Воронежа 2,3 га промзоны планирует застроить жильем местный девелопер ИП «КИТ», на другие площадки претендентов пока нет. Эксперты говорят о высоком спросе на участки бывших воронежских предприятий из-за дефицита земли под жилые комплексы.
Конкурсный управляющий одного из двух основных юрлиц предприятия ООО «Воронежтрубопроводстрой» (второе юрлицо — одноименное АО) вчера подал в арбитражный суд заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам компании «контролирующих лиц». Сумма долга не раскрывается. Привлечь управляющий Михаил Федотов просит вдову владельца компании Василия Шипилова Татьяну, а также бывшего гендиректора Алексея Шестакова.
Таким образом, через банкротство ООО и АО некогда крупный представитель воронежской промышленности с собственным парком специализированной строительной техники полностью покидает рынок. Возможностей для возобновления производственной деятельности у предприятия не осталось, указывают источники «Ъ-Черноземье» в отрасли.
Из-за наличия залогов в нескольких банках и рассредоточения активов предприятие не стали продавать как единый имущественный комплекс — на него не было спроса со стороны бывших конкурентов, указывает один из собеседников «Ъ-Черноземье», участвующий в деле о банкротстве. Судя по материалам дела, оставшиеся движимые активы обоих юрлиц предприятия разбросаны по нескольким регионам РФ, где «Воронежтрубопроводстрой» выполнял последние заказы. Импортные трубоукладчики, бульдозеры и экскаваторы, частично заложенные в банке «Дом.РФ», стоят в Башкортостане и Волгоградской области, еще ряд единиц техники находится в Белоруссии.
Часть ликвидного имущества предприятия управленцы, как следует из материалов дела о банкротстве, распродали еще до его начала — сейчас конкурсный управляющий пытается в суде расторгнуть эти сделки. К примеру, воронежский вертолетный клуб «Солнечный» девелопера Александра Цыбаня приобрел у ООО «Воронежтрубопроводстрой» легкий вертолет Robinson R66 Turbine 2013 года выпуска за более чем 30 млн руб. Управляющий требует вернуть вертолет, а взамен ввести клуб как кредитора в банкротство предприятия.
Кроме того, 1 февраля в суд были поданы заявления об оспаривании продажи люксового седана Audi A8L 2009 года за 250 тыс. руб. и катера Bayliner 285 SB — за 70 тыс. руб. малоизвестным физлицам. Оставшееся имущество «Воронежтрубопроводстроя» распродается отдельными небольшими лотами. Так, на 10 февраля на аукцион будут выставлены 42 легковых и грузовых автомобиля, заложенных в «Доме.РФ». Эта часть парка предприятия находится в Воронеже.
Однако самым востребованным активом разорившегося предприятия в Воронеже стала автобаза на улице Газовой, 1Г, расположенная по соседству с ЖК «Скандинавия».
Автобаза тоже была заложена в специализирующемся на финансировании строительных проектов «Доме.РФ». Контроль над 2,3 га земли с семью старыми промышленными зданиями общей площадью более 3 тыс. кв. м получил местный застройщик ООО ИП «КИТ», а в процессе торгов изучали актив, по данным «Ъ-Черноземье», также построивший «Скандинавию» «Инстеп» и ГК «Развитие» Сергея Гончарова.
Заместитель гендиректора «КИТ» по производству, сын владельца компании Ивана Куликова Вячеслав подтвердил «Ъ-Черноземье» планы по застройке площадки жильем. Параметры будущего жилого комплекса пока не определены, сообщил господин Куликов-младший. По его словам, они будут понятны к марту. Застройщик купил участок с банкротных торгов за 150 млн руб.
По оценкам участников строительного рынка региона, на этом участке можно возвести порядка 50 тыс. кв. м жилья экономкласса стоимостью от 80 тыс. руб. за 1 кв. м. «Рыночная стоимость общего объема введенного жилья может достигнуть 4 млрд руб. Из традиционного для Воронежа расчета — 10% за землю — "чистый" участок такой площади мог стоить 400 млн руб. Понятно, что с банкротных торгов его удалось выкупить с хорошим дисконтом, но теперь землю для производственной деятельности нужно перевести в нужную категорию, разрешающую жилую застройку»,— отметил один из девелоперов.
В конце декабря прошлого года администрация Воронежа отклонила предложения по изменению категорий земельных участков на Газовой к проекту правил землепользования и застройки. Впрочем, заявитель может попробовать внести изменения повторно.
Коммерческий директор агентства недвижимости «Трансферт» Галина Колокольникова считает бывший участок «Воронежтрубопроводстроя» на Газовой привлекательным для застройки. «В районе этой улицы большой частный сектор. После реализации ряда проектов в этом месте уже возник дефицит площадей для строительства жилых комплексов,— сказала госпожа Колокольникова.— Особенности участка бывшей автобазы позволяют легко снести низкоэтажные постройки, после чего появится большая свободная территория с готовыми коммуникациями».
У ООО и АО «Воронежтрубопроводстрой» есть и другие недвижимые активы — производственные базы в пригородном Семилукском районе и на левом берегу Воронежа, однако интерес к ним не так высок.
«Как единый производственный комплекс для продолжения текущей деятельности они покупателей не заинтересовали, а продажу ограничивает обременение. На одном из участков находится источник радиоактивного излучения. Рекультивировать его сложно — можно только сдать на хранение. Но, так как компания обанкротилась, оплатить долгосрочную работу с источником излучения она не может»,— рассказал конкурсный управляющий Михаил Федотов.
ООО «Воронежтрубопроводстрой» было признано банкротом в феврале 2021 года. Параллельно в суде открыто дело о банкротстве АО «Воронежтрубопроводстрой», которое на 14,04% принадлежит ООО. Бенефициар обеих компаний бывший депутат облдумы Василий Шипилов в январе 2020 года попал под банкротство как физлицо и в ноябре того же года скончался.
С заявлением о банкротстве «Воронежтрубопроводстроя» в ноябре 2018 года обратился банк «Дом.РФ». Задолженность перед ним в 289 млн руб. не была связана со строительными проектами, на которых специализируется финорганизация. Воронежское предприятие брало кредиты на финансирование своей деятельности еще до создания «Дома.РФ» у его правопредшественника банка «Российский капитал». В «Доме.РФ» за две недели не смогли ответить на запрос „Ъ“ о планах по участию в проектах на бывших участках «Воронежтрубопроводстроя».