«Главный вопрос: что теперь скажут западные партнеры?»
Дмитрий Дризе — об итогах визита Владимира Путина в Китай
Президент России Владимир Путин провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, после чего лидеры отправились на церемонию открытия зимних Олимпийский игр. В рамках краткосрочного визита российского лидера подписан большой контракт на поставку газа с Дальнего Востока в КНР в размере 10 млрд куб. м топлива в год. Стороны также приняли совместное заявление по ситуации в современном мире. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Москва и Пекин показали готовность к диалогу с Западом.
Владимир Путин и Си Цзиньпин приняли совместное заявление о своем видении международных отношений на современном этапе. Документ опубликован на сайте Кремля, поэтому подробно пересказывать его смысла нет. В качестве главного можно выделить тот факт, что взгляды сторон по большинству глобальных проблем совпадают. В частности, относительно того, что такое демократия, глобальная безопасность и стабильность в новом многополярном мире.
Нетрудно догадаться, что позиция России и Китая отличается от того, что предлагают, вернее, навязывают мировой общественности так называемые западные партнеры. Среди прочего китайские товарищи поддерживают российские требования по гарантиям безопасности, осуждают продвижение НАТО на восток, равно как и Москва новый военный союз Австралии, Великобритании и США.
Владимир Путин, президент России
Что касается наших двусторонних отношений, то они развиваются поступательно, в духе дружбы, стратегического партнерства. Они приобрели действительно беспрецедентный характер и являются примером достойных отношений, которые помогают развиваться друг другу и в то же время поддерживают друг друга в развитии.
Что касается экономики, поставлена амбициозная задача нарастить товарооборот со $140 млрд до $250 млрд в год. Локомотив двустороннего сотрудничества — авиастроение и энергетика, а также вакцины. В качестве конкретного примера успешного взаимодействия презентован новый контракт на поставку газа с российского Дальнего Востока в Поднебесную в размере 10 млрд куб. м топлива в год. Так что крепнут наши дружеские связи, несмотря на пандемию и другие негативные вызовы.
На этом деловая часть завершилась, далее начинается Олимпиада — праздник спорта, который, как известно, вне политики. Наверное, главный смысл вышеозначенного действа состоит в том, что мы не собираемся дружить против кого бы то ни было. Однако у нас, у больших и великих стран, есть общее видение, и с этим придется считаться. И к диалогу мы готовы, но не с позиции силы и диктата, и тем более мы не потерпим навязывание чужой повестки.
Естественно, главный вопрос состоит в том, услышат ли стройный голос больших региональных держав неконструктивные западные партнеры. Считается, что они очень нервно следят за развитием беспрецедентной российско-китайской дружбы. Возможно, так оно и есть. Однако раз уж называются одни цифры, озвучим и другие. Общий товарооборот КНР с США по итогам непростого 2021 года увеличился на 28,7% и составил (барабанная дробь!) $755,6 млрд.
При этом страны очень жестко ссорятся, и ни о какой вечной дружбе и братстве на век речь там не идет. Но есть бизнес-интересы, а это иногда может оказаться поважнее любой дружбы.
И да, так бывает, что с одним официально дружишь, а с другим деньги делаешь. Соответственно, может найтись тот, кто в искренности подобной дружбы усомнится. Сегодня они ссорятся, а завтра помирятся. И что тогда делать?
К чему все это? А к тому, что в таких условиях трудно поделить мир и расчертить «красные линии». Сказать, где мое, а где твое. Вернее, сказать можно, а вот сделать труднее, потому что нет этих самых линий — остались они в XX веке. А сейчас время другое, где понятия «друг» и «враг» сугубо относительные. Все может взять и перевернуться с ног на голову в один момент.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.