Возрастные изменения труда
Востребованность работников падает по мере устаревания их навыков
По данным исследования компании Kimberly-Clark Россия и рекрутинговой платформы hh.ru, по мере увеличения возраста кандидата в онлайн-базе вакансий его резюме получает все меньше откликов работодателей. При этом анкеты, в которых возраст не указан, по своей востребованности сопоставимы с резюме молодых соискателей. Схожая ситуация и с предлагаемыми зарплатами — они растут до 40–55 лет, а затем начинают заметно снижаться. Основная причина низкого интереса работодателей к работникам старшего возраста — постепенное устаревание их профессиональных навыков.
Как следует из результатов исследования Kimberly-Clark Россия и hh.ru, преобладающая часть онлайн-резюме в России представлена соискателями в возрасте от 24 до 45 лет — 58,8%. Кандидатами в возрасте от 18 до 23 лет поданы 18% анкет, от 46 до 55 лет — 9,4%. Доля же соискателей старше 56 лет в общем числе резюме составляет всего 2,8%.
Как отмечают аналитики, по мере увеличения возраста кандидатов их шансы получить приглашение на собеседование от работодателя уменьшаются независимо от отрасли.
Так, если среди кандидатов в возрасте 18–23 лет доля получивших хотя бы одно предложение о собеседовании составляет 85%, то в категории 31–45 лет этот показатель падает до 71%, а для 56–60 лет — до 55%. Самая низкая востребованность у людей старше 70 лет — предварительный интерес к ним возникает только в 41% случаев. При этом кандидаты, которые не указывают в резюме свой возраст, получают приглашения на собеседование в два раза чаще кандидатов старше 45 лет.
Схожие результаты — о наличии у работодателей предубеждения по отношению к возрастным кандидатам — продемонстрировал и анализ медианных предлагаемых зарплат. Так, например, в таких сферах, как безопасность, бухгалтерия, высший менеджмент, домашний персонал, показатель предлагаемой зарплаты непрерывно растет для кандидатов вплоть до 55 лет, после чего падает до значений ниже стартовых у молодых специалистов.
Отметим, что при всей ограниченности выборки такого исследования — а ее сужает в первую очередь специфика аудитории сайтов о подборе работы (ими пользуются, по данным НАФИ, только около трети тех, кто ищет работу) — очевидно, что кандидаты старшего возраста испытывают больше проблем при трудоустройстве.
Как показывает исследование Высшей школы экономики «Возраст, производительность, заработная плата», пик заработков в среднем достигается до 40 лет, после чего они начинают снижаться.
По оценке РАНХиГС, на российском рынке труда мужчины и женщины предпенсионного возраста (старше 55 лет), за исключением наиболее образованных, имеют более низкие шансы на трудоустройство, чем работники в среднем. Только для женщин предпенсионного возраста с высшим образованием вероятность трудоустройства выше, чем в среднем для всех работников в возрасте 25–64 лет. Основная причина снижения интереса к работникам старших возрастов (помимо постепенной трансформации структуры экономики в пользу сферы услуг — сотрудники в возрасте 45+ в основном заняты в секторах тяжелой промышленности и госуслуг) — это «устаревание» человеческого капитала. По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ, профессиональным образованием, позволяющим обновить навыки сотрудников, в России охвачены не более 22% работников (включая тех, кого обучали охране труда и технике безопасности). По оценке авторов доклада Центра стратегических разработок «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», если в европейских странах предприятия тратят на дополнительное обучение работников в среднем 1,6% от фонда оплаты труда, а страны-лидеры — и более 2%, то в России этот показатель составляет лишь 0,3%.
В этой ситуации перспективным для россиян старшего возраста, по мнению экспертов Центра проектной деятельности и коммуникационных технологий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), может стать поиск работы в рамках не традиционной, а платформенной занятости, то есть фриланс. Объем платформенной экономики, по оценкам компании MasterCard, к 2027 году в мире удвоится и достигнет $864 млрд.