Командировки снова в моде
Авиаперелеты по работе вылечились от ковида
Российский бизнес, несмотря на пандемию, восстанавливает объем командировок: по оценке авиакомпаний и отраслевых агентств, число перелетов по работе в 2021 году внутри страны вернулось к уровню 2019 года. Доля «Аэрофлота» в этом сегменте немного снизилась из-за активной конкуренции со стороны S7 и стремления компаний сэкономить на командировочных расходах. Перевозчики отмечают, что чаще других в командировки направляют представителей компаний ТЭК и госсектора.
Объем авиаперелетов по рабочей необходимости в России в 2021 году восстановился до уровня 2019 года, следует из данных большинства опрошенных “Ъ” перевозчиков и компаний, занимающихся организацией корпоративных перелетов. По оценке Союза агентств делового туризма (САД), полеты по работе составляют до 50% от всего пассажиропотока в РФ (128 млн человек в 2021 году). Только 10% из них приходится на агентства, занимающиеся корпоративными бронированиями (до 5,5 млн в 2021 году), три крупнейших — «Аэроклуб», «Випсервис» и Continent Express. Опрошенные “Ъ” игроки оценивают объем рынка деловых путешествий в РФ в 2019 году в 670–700 млрд руб., из которых расходы на перелет могут составлять 10–25%.
По оценке Союза агентств делового туризма, несмотря на восстановление пассажиропотока, большинство компаний делового туризма в 2021 году получили выручку в 80–85% от 2019 года.
В «Випсервисе» объем платежей за перелеты упал на 6% в сравнении с 2019 годом. В Continent Express полагают, что корпоративный сегмент восстановился в среднем на 50%: «По разным индустриям разная динамика — от 30% до 120%».
По данным «Аэроклуба», в 2021 году доля «Аэрофлота» на внутренних рейсах в объеме продаж деловых перелетов сократилась с 54% в 2019 году до 47%. S7 нарастил свою долю до 23%, а «Победа», занимавшая только пятое место в 2019 году, замкнула топ-3 с 6%. Те же показатели у Utair, за ним следуют «Уральские авиалинии» с 3%. На зарубежных направлениях доля «Аэрофлота» сократилась с 56% до 46%. На второй позиции — Turkish Airlines, ее доля выросла с 3% до 8%. На третьей строчке — Air Astana, за ней — Emirates. Самое значительное падение спроса — до десятого места — зафиксировано на рейсах Lufthansa, два года назад занимавшей вторую строчку.
В САД подчеркивают, что перетекание «спроса» обусловлено текущей разрешенной географией полетов и внутренним перераспределением внутри групп авиакомпаний. В Continent Express сокращение доли «Аэрофлота» объясняют тем, что в допандемийных бизнес-маршрутах лидировали Великобритания, США, Франция. Сейчас география полетов заказчиков сместилась на Юго-Восточную Азию, Африку, во многие локации «Аэрофлот» напрямую не летает. При этом в «Випсервисе» отмечают, что стабильность первой тройки выглядит долгосрочной: у многих корпоративных заказчиков подписаны договоры (в том числе напрямую с перевозчиком) со скидкой, «завязанной» на объем выкупленных билетов. Кроме того, у бизнес-пассажиров накоплены привилегии: мили, дополнительный багаж, VIP-залы и выбор места, что сдерживает их переход к конкурентам.
В «Аэрофлоте» “Ъ” сообщили, что отмечают положительный тренд на восстановление корпоративных перевозок к уровням 2019 года, но «влияние ограничительных мер по-прежнему присутствует». Основными прямыми заказчиками перевозчика остаются компании ТЭК: их доля, как и в 2019 году, составляет около 20%. Далее в тройке лидеров полностью восстановившийся госсектор (15%) и строительная отрасль (9%). «Мы наблюдаем увеличение продаж на 13% в возвратных и премиальных тарифах, где возврат возможен без дополнительной платы»,— уточнили в «Аэрофлоте». Там отдельно подчеркнули, что сравнение текущих зарубежных перевозок с показателями 2019 года необъективно из-за жестких ковидных ограничений на въезд в США, Германию, Францию. В Utair подсчитали, что корпоративные продажи в 2021 году выросли вдвое к 2020 году и «постепенно восстанавливаются до уровня 2019 года».
В S7 зафиксировали, что в 2021 году объемы корпоративных продаж почти на 30% превысили показатели 2019 года, в основном за счет новых клиентов.
Самые стабильные показатели по числу перелетов в S7 были у клиентов из отрасли строительства и добычи полезных ископаемых. Финансовый сектор и IT восстановили свои объемы лишь на 40%, указывают в S7. Доля возвратных тарифов среди корпоративных клиентов была и остается выше, чем у розничных пассажиров.
По данным «Випсервиса», средняя стоимость делового перелета даже выросла, следуя за общей тенденцией роста цен на авиабилеты: для эконом- и бизнес-класса на 11% в 2021 году к «среднему чеку» в 2020 году. По данным «Авиасейлс для бизнеса», средний чек на перелет экономклассом в одну сторону за границу в 2021 году составил 28,7 тыс. руб., а внутри России — 12,3 тыс. руб. В САД, не раскрывая сумм, считают, что билет бизнес-класса дешевле «допандемийного» на 10%. В Ozon Travel и OneTwoTrip долю бизнес-класса оценивают в 1% от корпоративных перелетов. «Если раньше в компании действовало правило по покупке билетов бизнес-класса для сотрудников при перелетах от четырех часов, то теперь эта планка переместилась на полеты от пяти часов и более. Многие компании значительно снижают количество бизнес-поездок и переходят на встречи в режиме zoom», говорит глава московского офиса Bain & Company Юрий Спекторов.
Хотя с начала пандемии 65% работодателей в РФ на регулярной основе перешли к использованию онлайн-форматов, по отраслям ситуация различна. Так, говорит управляющий директор кадровой компании UNITY Феликс Кугел, не могут отменить деловые поездки энергетические, промышленные и FMCG-компании. Также, по его словам, по-прежнему важны очные переговоры для топ-менеджеров из всех отраслей.