Лето высоких ожиданий
Александра Мерцалова о словесных интервенциях турбизнеса
Приобретенная потребителями за время пандемии высокая чувствительность к сообщениям о росте цен на всевозможные товары и услуги — логичное следствие высокой инфляции и экономических потрясений. Но теперь она становится не только поводом для кричащих новостных заголовков, но и инструментом повышения продаж.
Так, Ассоциация туроператоров России (АТОР) со ссылкой на участников рынка 7 февраля сообщила о предстоящем росте цен на туры в Турцию на 25–50% перед летним сезоном. Основные аргументы: индексация стоимости размещения в валюте со стороны турецких отельеров, падение курса рубля и сравнительно высокие темпы текущих продаж. Возможность избежать переплаты у потребителей, по мнению туроператоров, только одна — не откладывать покупку тура, воспользовавшись предложением по акции раннего бронирования. Тем более что «горящих туров» путешественникам этим летом по прогнозам ждать не стоит.
Информационный эффект от сообщения АТОР не заставил себя ждать: новость процитировали десятки СМИ.
Но в реальности попытки предсказывать в феврале динамику цен на летние туры были неблагодарной задачей и в докризисный период, а пандемия лишь увеличила неопределенность.
У крупных отелей давно динамическое ценообразование, то есть стоимость размещения в моменте напрямую зависит от спроса.
Определяющими факторами будут не только заболеваемость COVID-19, но и постепенное открытие границ. Все-таки за два года россияне успели сильно истосковаться по отдыху в Испании и других европейских странах, куда они готовы отправиться при первой же возможности. Не стоит забывать и о триумфально вернувшемся на туррынок Египте. В разное время в структуре спроса россиян на летний отдых доля этой страны, по данным OnlineTur.ru, достигала 25% спроса. Иными словами, Египет — не последний конкурент Турции.
Высокие продажи в период раннего бронирования выгодны турбизнесу. Зима и начало весны для туроператоров и агентов традиционно мертвый сезон: россияне уже отметили Новый год, но пока не накопили денег на летний отдых. В этих условиях бизнесу жизненно важно получить средства на операционную деятельность, а значит пришло время скидок и словесных интервенций. Причем не только угрожающих.
«Стоимость отдыха в Крыму сохранилась на уровне прошлого года, часть средств размещения снизила ее за счет динамического ценообразования и акций раннего бронирования»,— цитирует «РИА Новости» министра курортов и туризма республики Вадима Волченко.
Но, как и в случае с прогнозом о росте цен в Турции, туристам важно помнить, что прогнозы бизнеса и официальных лиц не всегда стоит воспринимать как прямое руководство к действию.