Рефюжем по аварийности
Разработан новый ГОСТ по безопасности пешеходов на проезжей части
Подведомственный Минтрансу институт РосдорНИИ предлагает впервые ввести в нормативное употребление понятия «рефюж» и «дивертор». Экспертами разработан проект единого стандарта с требованиями к безопасности пешеходов, в котором фигурирует и «шикана» — термин из гонок «Формулы-1». Эти новшества позволят «успокоить движение» автомобилей и способствовать безопасности пешеходов на проезжей части. В РосдорНИИ рассчитывают утвердить проект ГОСТа к концу 2022 года, но у ГИБДД и независимых экспертов к документу остаются вопросы.
Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ; подведомственное Минтрансу учреждение) разработал проект ГОСТа «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования». Первая версия документа была представлена в 2020 году (“Ъ” рассказывал о ней). Недавно завершилось общественное обсуждение уже третьей редакции проекта. “Ъ” ознакомился с текстом.
Сегодня требования к безопасности пешеходов упоминаются в разных ГОСТах и сводах правил, однако единого нормативного документа на эту тему не существует. Разработка стандарта будет способствовать «принятию комплексных решений по совершенствованию дорожной инфраструктуры», пояснил “Ъ” главный специалист отдела безопасности дорожного движения РосдорНИИ Владислав Елизаров. Проблема безопасности пешеходов, отмечает он, остается актуальной для России: в общем числе ДТП наезды на пешеходов составляют 26%, оставаясь одним из самых распространенных дорожных происшествий в стране. Так, за 11 месяцев 2021 года, по данным ГИБДД, произошло более 32 тыс. аварий, в которых пострадали пешеходы.
Эксперты РосдорНИИ при подготовке стандарта изучили российский и зарубежный опыт по обеспечению безопасности пешеходов и определили самые эффективные, по их мнению, меры. Среди них, к примеру, рекомендации по применению методов «успокоения движения» автомобилей в районах жилой застройки.
- Предлагается устраивать, например, приподнятые на 8 см над проезжей частью перекрестки с введением ограничения скорости в 20–40 км/ч, сокращать число полос для движения или уменьшать их ширину, организовывать «зигзагообразное движение» машин с помощью направляющих трапециевидных или овальных островков.
Последний способ в проекте ГОСТа назван «шиканой». Отметим, так в гонках «Формулы-1» называется последовательность тесных извивающихся поворотов обычно в форме буквы S. Этот метод замедления трафика разрешат применять на улицах с низкой интенсивностью движения протяженностью не более 200 м — за пределами федеральных трасс, мостов, путепроводов, эстакад и не ближе 100 м к железнодорожным переездам.
Документ устанавливает нормативы ограничения скорости на подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам.
- Внутри микрорайонов лимит не должен превышать 20 км/ч, на улицах и дорогах местного значения — 30 км/ч, на магистральных улицах районного значения — 40 км/ч, на загородных дорогах — 70 км/ч.
- Обозначены и параметры организации приподнятых над дорогой переходов вблизи школ и детских садов: не выше 7–15 см, в зависимости от наличия бордюра.
Для целей стандарта, рассказал Владислав Елизаров, вводится ряд терминов, уже используемых на практике, но «не формализованных в нормативных документах». В пример господин Елизаров привел «дивертор» — ограждение для перекрытия сквозного проезда на перекрестке. Автомобилистам следует запомнить и «рефюжу» — защитный элемент перед островком безопасности для предотвращения наезда автомобилей на пешеходов.
Ряд норм, судя по всему, пока вызывают межведомственные разногласия. В сводке отзывов к проекту приведено мнение ГИБДД России по поводу методов успокоения движения с помощью зигзагов и «шикан».
«Правила применения разметки установлены, и ими ничего подобного не регламентировано,— считают в ведомстве.— Для внедрения таких предложений необходимы должные основания — мнение специалистов в области организации движения, научного сообщества, результаты экспериментальной эксплуатации. Спонтанное закрепление в документах по стандартизации подобных решений может привести к росту аварийности». Ведомство также выступило против разрешения делать приподнятые переходы, совмещенные с «лежачим полицейским»: транспортные средства с низким клиренсом проехать не смогут.
Глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов, направлявший в январе заключение на стандарт в РосдорНИИ и Минтранс (есть у “Ъ”), обратил внимание на норму стандарта, позволяющую обустраивать парковочные места с «частичным» использованием тротуара. «Отнимать у пешеходов часть тротуара для стоянки автотранспорта, причем без ограждений, означает создавать для них затруднения при движении по тротуару, подвергать их опасности». А южносахалинский «Центр развития городской среды "Наш город"» предложил ввести ограничение скорости перед отдельными нерегулируемыми переходами вплоть до 10 км/ч.
После прохождения «всех процедур», сообщили “Ъ” в РосдорНИИ, стандарт планируется утвердить и ввести в действие в 2022–2023 годах. Не исключено, что впоследствии ГОСТ будет включен в перечень стандартов в области безопасности движения, обязательных для соблюдения (распоряжение правительства 2438-р 2017 года), однако решение будет приниматься ГИБДД и Минтрансом.
ГИБДД и Общественная палата начали сбор информации о «дорожных ловушках»
ГУОБДД (ГИБДД) МВД России, Общественная палата РФ (ОП) и федеральное государственное бюджетное учреждение «Информавтодор» (структура Росавтодора) запустили совместный проект по сбору жалоб от автомобилистов. Их призывают сообщать о так называемых дорожных ловушках, провоцирующих участников движения на нарушения ПДД. Обращения, которые будут рассмотрены комиссией ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК, можно направить, заполнив специальную электронную форму. За минувшие выходные, по данным “Ъ”, поступило более 100 жалоб, из них больше всего — в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
О присоединении к проекту вчера сообщили и в столичном УГИБДД. «Мы на системной основе выявляем участки улично-дорожной сети с двойным толкованием организации дорожного движения,— сообщили в управлении.— В случае выявления таких мест, Госавтоинспекцией Москвы совместно с дорожными службами города оперативно вносятся корректировки в существующую схему организации дорожного движения, чтобы процесс передвижения был понятным для водителей».
«Дорожные ловушки», пояснял ранее зампред комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов, порой несут для водителей «негативные последствия» в виде эвакуации автомобилей и штрафов. В качестве примера ГИБДД России приводит ситуацию, когда знак «остановка запрещена» стоит на разделительной полосе, а водители не понимают, на какую проезжую часть распространяется запрет. Другой пример — односторонняя улица с несколькими полосами, которая после перекрестка становится двухсторонней: из-за нехватки указателей автомобилисты путаются и случайно оказываются на встречной полосе.