«Китай не будет вмешиваться»
Дмитрий Дризе — о перспективах помощи Москве со стороны Пекина
На Западе уверены, что Китай не поможет России преодолеть последствия новых санкций, если они в итоге будут введены. Помощник президента США Джейк Салливан, комментируя последний визит Владимира Путина в КНР, отметил, что ограничительные меры неизбежно затронут партнеров России, в том числе и китайские компании. 7 февраля американский президент Джо Байден принимает канцлера Германии Олафа Шольца, а до этого глава Белого дома позвонил лидеру Франции Эмманюэлю Макрону для обсуждения Украины и его московского визита. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает Китай одним из главных выгодоприобретателей в результате текущего кризиса.
Реакция западных партнеров на очередное подтверждение российско-китайского братства на век была сдержанной. Это неудивительно. Если рассуждать логически: что они могут по этому поводу сказать, кроме того, что подобное для них не является угрозой, и, случись чего, России никакой Китай не поможет?
Джо Байден был предельно краток. Президент США завил, что не увидел ничего нового. В свою очередь его советник по национальной безопасности Джейк Салливан объяснил, что Пекин не сможет помочь Москве преодолеть последствия санкций. Более того, эти меры, если все-таки будут введены, аукнуться и Поднебесной тоже. Поскольку все в мире взаимосвязано, китайские компании сами могут автоматом подпасть под санкции из-за своих российских контрагентов.
И наконец, если посмотреть внимательно на декларацию российско-китайского саммита, Украина там не упоминается вовсе. Ведь это именно протокол о намерениях — мы никому не грозим, но и не приемлем, когда нам указывают, как следует поступать. При этом китайские товарищи всегда славились своей осторожностью — они не склонны с кем-либо ссорится.
Но как бы то ни было, можно сказать, что если ставилась цель обратить на себя внимание, то она, так или иначе, достигнута. Запад не оставил без реакции очередной визит Владимира Путина в КНР и все, что за ним последовало.
Между тем на Украину прибыл уже восьмой самолет с боеприпасами из США. А в Польше началось размещение военнослужащих 82 воздушно-десантной дивизии Пентагона в рамках программы усиления сил НАТО на восточном фланге.
Это тоже можно считать западной реакцией. И встреча в Пекине на этих планах никак не сказалась. В целом здесь очень интересна сама по себе формулировка — поможет Китай или нет России компенсировать потери? Конечно, так прямо никто с российской стороны не говорит, но это как бы подразумевается. Формулировать можно по-разному, но опасение есть, и на него нужно как-то реагировать. Самое простое — сказать: да что нам их санкции, когда у нас есть такой большой партнер, сосед, да мы с ним вместе горы свернем.
Во-первых, косвенно признается, что санкции нанесут серьезный вред национальной экономике. А во-вторых, всегда плохо от кого-то зависеть, тем более от Китая с его-то амбициями. Кроме того, неизбежно возникают вопросы: а мы сами не справимся? Нам обязательно кто-то нужен? На Западе все это прекрасно понимают, поэтому не очень переживают относительно вмешательства Китая во всю эту историю. Он не будет никак в это ввязываться ни экономически, ни как бы то ни было еще. Хотя бы поэтому ему это все выгодно.
Совсем недавно коммунистический Китай считался противником №1, а Россия нет. А теперь, похоже, ситуация меняется. Нынче фраза дня — «российская военная угроза», а не «китайская». С этим и борется цивилизованный Запад.