Отключение по правилам
Сектор demand response внедряют в оптовый рынок
Как выяснил “Ъ”, услуга управления спросом на энергетическом рынке, когда бизнес добровольно снижает потребление, чтобы сгладить пики спроса, может быть интегрирована в оптовый рынок мощности. Главная цель, по словам регуляторов,— избежать загрузки дорогих ТЭС в пиковые часы потребления. Объем услуги, по оценкам экспертов, может составить около 1 ГВт, что снизит платеж за мощность на 2,4 млрд руб. в 2027 году. Эффект на конечные цены в таком случае будет незначительным, считают аналитики, предлагая сразу увеличить объем нового сегмента.
«Совет рынка» (регулятор энергорынков) и «Системный оператор» (СО, диспетчер энергосистемы) разработали и направили в Минэнерго новые правила работы агрегаторов по управлению энергоспросом (“Ъ” видел материалы от 28 декабря). Сейчас агрегаторы снижают потребление электроэнергии своих мелких клиентов только на розничном рынке, что не дает заметного снижения цен.
Теперь регуляторы предлагают оказывать эту услугу на оптовом рынке и учитывать при конкурентном отборе мощности (КОМ): по сути, спрос при проведении КОМ будет уменьшаться на плановый фиксированный объем услуги снижения потребления, что должно снизить цены.
В Минэнерго сообщили “Ъ”, что рассчитывают запустить целевую модель с 2023 года, что позволит учесть объем управления спросом в КОМ с поставкой в 2027 году.
Механизм ценозависимого снижения потребления (demand response) на розничном рынке работает в пилотном режиме с 2019 года. Игроки рынка с самого начала предлагали перевести механизм в КОМ. Минэнерго планирует внести законопроект о работе агрегаторов в правительство в марте-апреле, а в сентябре — необходимые изменения в нормативные правовые акты.
Плановый объем demand response будет определяться исходя из фактических объемов этого сегмента в предыдущие два квартала и статистики успешных отключений потребителей. Например, на февраль—апрель текущего года объем услуг на розничном рынке превысил 1 ГВт. Для сравнения: объем КОМ в 2026 году — 201,1 ГВт. Агрегаторам придется проходить аттестацию и предоставлять финансовую гарантию в размере 25% от плановой стоимости услуг. Их также будут штрафовать, если они откажутся снижать потребление своих клиентов.
Отбирать участников на конкурсе будет по-прежнему СО. Сначала он будет проводить долгосрочные конкурсы на четыре года вперед с предельной ценой (price cap) на уровне цены КОМ. Предусмотрены также краткосрочные ежеквартальные отборы на остаток объема с price cap на уровне средневзвешенной цены на мощность в ценовой зоне.
Платеж за новый вид услуги будет распределяться на всех потребителей ценовых зон пропорционально пику потребления (по аналогии с платежом за энергомощность).
«Механизм управления спросом должен использоваться для замещения выработки дорогой неэффективной генерации»,— говорится в материалах. В «Совете рынка» и в «Системном операторе» пока затрудняются сказать, сколько составят квота и цена услуги, а также эффект для потребителей. Принципиально важно, чтобы суммарный экономический эффект для потребителей вне программ управления спросом был выше, чем платеж потребителям, участвующим в таких программах, подчеркивают в СО. В «Совете рынка» считают, что эффект должен заключаться в большей степени в возможности снижения объемов резерва генерации и тем самым в снижении платежей за мощность, чем в краткосрочном снижении цены на электроэнергию. «Концепция целевой модели — долгожданный шаг вперед. Будем участвовать в ее обсуждении в целях создания в России долгосрочного свободного рынка управления спросом»,— заявили “Ъ” в «Энергосбытхолдинге» (лидер рынка управления спросом в РФ с объемом более 50%).
Интеграция в КОМ актуальных мощностей розничных агрегаторов спроса — а сегодня их уже более 1 ГВт — снизит платежи потребителей энергии в 2027 году на 1,8 млрд руб. в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) и на 0,6 млрд руб.— во второй (Сибирь), подсчитал Николай Посыпанко из Vygon Consulting. При этом доля снижения в конечной розничной цене не превысит 0,1% без учета оплаты услуг агрегаторов, считает он. Для сравнения: общий платеж КОМ в 2026 году, по подсчетам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», составит 330–335 млрд руб. Николай Посыпанко при этом считает, что было бы разумно разрешить агрегаторам в 2023 году заявить плановые величины снижения на 2027 год, которые будут существенно выше уже достигнутых, и участвовать с ними в конкурентном отборе, тогда сегмент demand response получит значительный импульс для развития, а экономия потребителей вырастет в несколько раз.