«Перемены не столь существенны»
Дмитрий Гронский — о фигурке на капоте Rolls-Royce
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, почему автомобильный бренд решил видоизменить «Дух экстаза».
Когда я услышал, что марка Rolls-Royce решила видоизменить фигурку, которая вот уже 111 лет украшает капоты ее автомобилей, то сердце екнуло. Времена у нас, сами знаете, какие. И украшение автомобиля скульптурным изображением полуодетой женщины — тут вам и объективация, и гендерное неравенство, и расизм, если хотите, потому что у дамы явно европеоидные черты лица, а между тем одним из главных рынков для продукции марки давно уже стал Китай.
Но на самом деле оказалось, что перемены не столь существенны, а причины их не идеологические, а скорее утилитарные. Не за горами премьера первого электромобиля марки — купе Rolls-Royce Spectre. А для машины на батарейках, как известно, аэродинамика чрезвычайно важна, ведь чем меньше сопротивление встречного воздуха, тем дальше проедет электромобиль на одном заряде аккумулятора.
Для этой цели не только оптимизировали форму кузова, добившись коэффициента аэродинамического сопротивления 0,26, но и оптимизировали в этом контексте «Дух экстаза». Если раньше дама стояла будто героиня Кейт Уинслет на носу киношного «Титаника», то теперь она больше похожа на серфингистку, которая ставит на доску одну ногу впереди, а другую, опорную, сзади. Оптимизированы с точки зрения аэродинамики были и одежды «Парящей леди». Это именно одежды — многие ошибочно думают, что это крылья.
Кстати, с 2003 года автомобили Roll-Royce могут прятать фигурку заподлицо с капотом. Казалось бы, хочешь экономить электричество, нажми кнопку в салоне и езжай, чтобы ничего не мешало твоей аэродинамике. Но это не решение. Любой, кто когда-нибудь сидел за рулем или на пассажирском месте Rolls-Royce, скажет вам, что «Дух экстаза», летящий впереди автомобиля, — одна из важных составляющих поездки на этой машине.
И к слову, за 100 с лишним лет скульптура уже не раз меняла и свои габариты, и свой облик. В тридцатые годы, например, покупатель мог заказать на капот своей машины коленопреклоненную «леди» — так ее облик больше соответствовал стремительным кузовам, популярным в то время.