В алкоголе всплывают марки
Поставщики спиртного просят власти не вводить маркировку их продукции
Представители крупных поставщиков алкогольных напитков попросили премьера Михаила Мишустина отказаться от маркировки их продукции. Бизнес считает, что новая система будет дублировать уже работающую ЕГАИС, а расходы на внедрение маркировки приведут к росту цен. Оператор маркировки утверждает, что дополнительных расходов новая система не потребует и что она будет интегрирована с ЕГАИС.
Комитет производителей алкогольной продукции (включает Bacardi, Diageo, Pernod Ricard и др.), Союз производителей алкогольной продукции (СПАП; Roust, Beluga Group, Ladoga), «Опора России» и Федерация рестораторов и отельеров попросили премьера Михаила Мишустина отказаться от маркировки алкогольных напитков. Копия письма от 8 февраля есть у «Ъ». В пресс-службе правительства заявили «Ъ», что письмо в аппарат пока не поступило.
Минпромторг в конце января предложил провести в России эксперимент по маркировке алкогольной продукции в системе «Честный знак» с 1 июня 2022 года по 31 августа 2023-го. В перечень продукции предлагается включить вина, вермуты, спиртовые настойки, ликеры и пр. В Минпромторге заявили, что не получали письмо объединений. В Минсельхозе сообщили, что направили в Минпромторг замечания и предложения в части, касающейся винодельческой продукции. В Минфине и Росалкогольрегулировании комментарии не предоставили.
Как отмечается в письме, сегодня алкогольная продукция (за исключением пива и сидра) уже маркируется акцизными марками и фиксируется в системе ЕГАИС. Знаки учета наносятся на каждую бутылку, коробку и паллет, а с 2017 года ЕГАИС обеспечивает полный контроль за движением алкогольной продукции от производителя или импортера до потребителя, говорится в обращении.
По мнению бизнеса, внедрение системы маркировки алкогольной продукции только увеличит административную и финансовую нагрузку на поставщиков, что, в свою очередь, приведет к росту цен и доли нелегального рынка.
Как указывают авторы обращения, система маркировки не поможет и в борьбе с продажей нелегального алкоголя, так как им торгуют магазины без лицензии и контрольно-кассовой техники.
Президент Ladoga Вениамин Грабар говорит, что участникам рынка придется потратить «сотни миллионов рублей» на внедрение новой системы, что сравнимо с затратами на ЕГАИС. «Очевидным образом эти расходы будут заложены в цену продукции и лягут на плечи потребителя. При том, что ЕГАИС выстроена, работает почти идеально и сократила долю контрафакта в стране до минимально возможных в нынешних условиях значений»,— говорит он. Президент СПАП Игорь Косарев добавляет, что сотни тысяч магазинов в России вообще не используют бухгалтерский учет и контрольно-кассовую технику, и наличие или отсутствие на товаре любой маркировки не решает никаких практических задач. А поставщикам придется платить за нанесение каждого кода маркировки, добавляет он.
Представитель оператора системы маркировки ЦРПТ заявил «Ъ», что разговоры о дороговизне маркировки, не подкрепленные реальными расчетами, стали «доброй традицией» у отраслевых союзов в разных секторах. Активнее всего, как и в данном случае, об этом заявляют еще до того, как начинают заниматься реальным внедрением на своих производствах, указывает он.
В ЦРПТ утверждают, что в случае с алкоголем для компаний практически ничего не изменится — цифровой код маркировки будет на марке, которую производители уже наносят на свою продукцию, то есть каких-то новых затрат у производителей не возникает. Кроме того, предусмотрена интеграция цифровой маркировки с ЕГАИС в формате одного окна, что исключает дублирование систем, говорят в ЦРПТ.