Токены «присматриваются» к недвижимости
Для чего Владимиру Потанину выпуск цифровых активов
Бизнесмен Владимир Потанин выпустит токены на покупку квартир в Норильске. С помощью цифрового актива можно будет продать или обменять жилье, рассказал он в интервью Bloomberg. Проектом займется платформа Atomyze, которую недавно зарегистрировал Центробанк. «Интеррос» Потанина — один из ее инвесторов. В планах миллиардера и запуск ипотеки на токенах.
Как это будет работать? И смогут ли участники крипторынка влиять на стоимость квартир в Норильске? “Ъ FM” обсудил это с руководителем направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егором Кривошеей: «Важно разделять разные типы токенов, которых, по сути, четыре. Первый — платежные, второй — токены активов, о чем в большей степени как раз говорит Потанин.
Третий тип близок к тем, что используются, например, внутри каких-то систем, дают вам право доступа к социальной сети либо использования его для получения услуги. Четвертый — гибридные токены, которые сочетают в себе все эти функции. Сейчас позиция ЦБ такова, что ограничивать нужно в первую очередь платежные, а все остальные типы в принципе могут иметь право на существование.
И я думаю, что в интервью Потанин старался подчеркнуть как раз этот аспект, говоря о том, что криптовалюты — это что-то, что, скорее всего, будет вне закона. А токены услуг и активов, вероятно, останутся важным элементом, и Atomyze — пример ставки именно на них. В первую очередь платформа занимается бизнес-применениями, то есть это финансовые токены, которые выпускаются для каких-то внутренних проектов.
Например, когда предприниматели пытаются внедрить технологию распределенных реестров и блокчейн и каким-то образом повысить эффективность. Либо сделать так, чтобы разные участники, которые тяжело договариваются друг с другом, делали это легче, но при этом важно понимать, что часть этих проектов может быть публичная и торговаться даже на биржах и так далее.
Говоря о влиянии таких заявлений на стоимость квартир в Норильске, я бы сказал, что здесь зависит не столько от технологии, сколько от дизайна всей системы. Если токен на жилье будет использоваться только во внутренних историях, тогда, конечно, на это повлиять нельзя. Если на каком-то этапе в проектах токены будут торговаться публично на бирже, как это происходит сегодня с криптовалютами, то тогда все правила торгов остаются, и они могут сказаться на собственной стоимости».
О регулировании криптовалют спорят Центробанк и Минфин: первый настаивает на запрете, второй же предлагает обелить рынок. Президент Владимир Путин в конце январе просил скорее «прийти к единому мнению». Он указывал на одно из преимуществ России — это майнинг. При этом Потанин в этом споре на стороне ЦБ, уверен ведущий аналитик 8848 Invest Виктор Першиков. Но его токены не заменят криптовалюты, считает он:
«Господин Потанин, очевидно, выступает за запрет майнинга, за очень жесткое регулирование цифровых активов.
И, конечно, в его позиции прослеживается желание запретить для граждан Российской Федерации владение, инвестирование в так называемые частные криптовалюты, то есть биткойн, эфириум и другие, которые невозможно контролировать.
В качестве определенной альтернативы он говорит о том, что токены, которые могут и будут выпускаться в России в рамках соответствующего законопроекта, а также так называемый цифровой рубль, который, скорее всего, уже в конце этого года выйдет на стадию пилота, оптимальны с точки зрения использования в рамках экономической системы страны. Здесь, конечно, ни о какой замене цифровых финансовых активов российским цифровым рублем или токенами речь не идет. Потому что они будут решать задачи, которые в настоящее время не коррелируют с теми, которые в свою очередь решают биткойн, эфириум и другие».
По словам Потанина, «Интеррос» также ведет переговоры с Эрмитажем о выпуске NFT на произведения искусства. Полученные деньги можно было бы использовать для их реставрации. Тем временем на Московской бирже акции «Норникеля» с начала торгов подорожали более чем на 3,5%.