«Есть риск, что "нормандский формат" уйдет в прошлое»

Дмитрий Дризе — о шансах России сыграть на противоречиях «коллективного Запада»

Провели «очень личный разговор» — так канцлер Германии Олаф Шольц оценил итоги своего визита в США. Между тем в ходе пресс-конференции с американским президентом Джо Байденом немецкий лидер не смог четко сформулировать позицию по «Северному потоку-2». Это вызвало вопросы со стороны многочисленных наблюдателей. Тем не менее стороны договорились координировать позиции относительно Украины, а также других современных вызовов. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что новый лидер Германии проваливается на старте.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Новый канцлер Германии побывал в США, и, надо сказать, визит получил не однозначные оценки. Единство западного мира, которое требовалось продемонстрировать врагам и друзьям, по факту получилось несколько смазанным. Немалую роль здесь сыграл «Северный поток-2», читай — Россия. Джо Байден произнес красивую фразу, что в случае российской агрессии против Украины его — потока — не будет.

Олаф Шольц со своей стороны не смог красиво уйти от прямого ответа относительно того, разделяет он этот тезис или нет. Заверение в нерушимости общих позиций прозвучало не совсем убедительно. И это, естественно, дает повод усомниться в отсутствии разногласий в стане западных союзников.

Ваш браузер не поддерживает видео

Явно не все ладится и у нового немецкого министра иностранных дел. Пока шеф был в Америке, Анналена Бербок вновь прилетела в Киев, чтобы продемонстрировать солидарность с народом Украины в трудную минуту. У них сейчас так принято — не только проводить официальные переговоры, но и посещать линию фронта. Все бы хорошо, но Владимир Зеленский на этот раз оказался очень занятым. Не смог найти время для встречи с высоким гостем.

Много в последнее время накопилось личного между Киевом и Берлином. Здесь и отказ поставлять оружие, и опять же упомянутый «Северный поток-2», который Германия все-таки собирается запустить в эксплуатацию.

Ангела Меркель находила слова, чтобы обходиться без обид со стороны союзников, а вот новые руководители Германии, видно, не очень справляются. А может, и того хуже — им не хватает авторитета.

В итоге объяснения, что, мол, президент Украины не должен по протоколу встречаться с главой МИД пусть даже и самой влиятельной страны ЕС и что на самом деле решение по оружию найдено, не помогли. Запоминается всегда негатив, а оправдания только ухудшают положение.

Наконец, заметно, что Эмманюэль Макрон на сегодня перехватил инициативу в решении проблемы «красных линий» — назовем это так — и тянет одеяло на себя. А Шольц пока никак не может нащупать свой собственный нужный фарватер. Сложно новому канцлеру, и это видно невооруженным глазом. Америка же продолжает раскручивать тему «российского вторжения» и с этого конька не слезает, давит.

Ну, да бог с ними, с партнерами. А сможет ли Москва получить какие-либо дивиденды на фоне разногласий в стане «коллективного Запада»? На самом деле противоречия все всегда были, и ничего нового решительно не происходит. Наверное, «Северный поток-2» в итоге запустят. Хотя, глядя на нового канцлера, в этом с каждым днем все больше сомнений.

Ваш браузер не поддерживает видео

Что касается Украины, не очень верится, что она станет нейтральным государством, имея в своем составе территорию, которая фактически подчиняется соседней стране. Это больше похоже на фантастику. А вот в то, что у США есть прямая возможность подмять под себя Европу, верится больше.

С другой стороны, все идет к появлению новых центров силы, как, например, союз Польши, Литвы и Украины под покровительством англосаксов. Раньше это звучало как сказка из Средневековья, а теперь почему бы, собственно, и нет?

Все просто: дашь один раз слабину — вот тебя и съели. Поэтому вполне может статься, что и Германия, и Франция утратят свое лидерство. А вместе с ними и «нормандский формат» окончательно уйдет в прошлое. Сегодня такой риск существует.

Нельзя сказать, что все это хорошо для России. Какими бы плохими ни были старые классические партнеры, с ними всегда можно было договориться. А вот что касается новых — тех, кто приходит на смену, здесь есть большой уровень неопределенности, что, как известно, не лучший вариант развития событий.

Вся лента