Армения и Азербайджан меняются живыми и поминают мертвых
Баку вернул Еревану восьмерых пленных и теперь требует раскрыть места захоронений азербайджанцев
Между Арменией и Азербайджаном возник очередной спор. На этот раз — об условиях возвращения на родину восьмерых армянских военных, которые прибыли в Ереван накануне. Как заявляют в Баку, в обмен на это армянская сторона должна раскрыть места массовых захоронений азербайджанцев еще времен Первой Карабахской войны (1992–1994 годы). Но армянские дипломаты отвечают, что такой договоренности не было.
Возвращение на родину восьмерых армянских военнослужащих, которых Азербайджан передал при посредничестве французских дипломатов в понедельник, 7 февраля, привело к очередному скандалу.
Как только французский военно-транспортный самолет с армянскими солдатами на борту приземлился в Ереване, азербайджанское государственное агентство «Азертадж» опубликовало заметку, в которой четко указывалось, чего Баку ждет в ответ. «После этого гуманного шага азербайджанской стороны армянская сторона должна предоставить азербайджанской стороне информацию об азербайджанских военных и гражданских гражданах, погибших в ходе первой армяно-азербайджанской войны и, вероятно, захороненных в братских могилах, а также о местонахождении таких братских могил»,— говорилось в сообщении со ссылкой на Государственную комиссию Азербайджана по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан.
Как утверждают в Баку, договоренность об этом была достигнута 4 февраля в ходе онлайн-встречи лидеров Армении и Азербайджана Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, а также президента Франции Эмманюэля Макрона и главы Евросовета Шарля Мишеля. «Президент (Алиев.— “Ъ”) поднял вопрос предоставления азербайджанской стороне информации о местонахождении массовых захоронений наших граждан, пропавших без вести в Первую армяно-азербайджанскую войну. Армянская сторона обязалась сотрудничать в этом вопросе. Этот вопрос поддержал президент Французской Республики Эмманюэль Макрон»,— поделилось подробностями агентство «Азертадж».
Однако пресс-секретарь МИД Армении Ваан Унанян еще в понедельник заявил местной редакции «Радио Свобода» (весь холдинг признан в России СМИ-иноагентом), что таких обязательств Ереван на себя не брал. «И в Первую, и во Вторую арцахскую (Арцах — армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”) войну с армянской стороны есть пропавшие без вести. Мы пытаемся выяснить судьбу пропавших без вести. В этом отношении армянская сторона не брала на себя никаких односторонних обязательств»,— сказал господин Унанян.
В Баку на это отреагировали с резким осуждением. «Отказ Армении от обязательств выходит за рамки международно-правовых норм,— заявил МИД Азербайджана.— Призываем международное сообщество оказать давление на армянскую сторону, чтобы она взяла на себя ответственность за выяснение судеб пропавших без вести граждан Азербайджана в ходе первой армяно-азербайджанской войны и потребовала от нее выполнения взятых на себя обязательств».
Видеоконференцию с лидерами Армении и Азербайджана господин Макрон коротко упомянул и на переговорах с президентом России Владимиром Путиным в Москве. Однако сделать однозначный вывод, брала ли Армения обязательства раскрыть места захоронений азербайджанцев, на основании его слов нельзя.
«Мы как раз поднимали вопросы по пропавшим без вести, по беженцам. Это тоже элементы стабильности»,— сказал французский президент, поприветствовав освобождение армянских солдат.
В сообщении Шарля Мишеля в Twitter об обязательстве Еревана сообщить места захоронений и вовсе ничего не говорится. «Освобождение Азербайджаном и возвращение в Армению восьмерых задержанных — это еще одно позитивное событие по следам встречи с Эмманюэлем Макроном, Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном»,— написал он.
По мнению армянского политолога Гранта Микаеляна, примерные места гибели азербайджанцев времен Первой Карабахской войны в Баку уже известны, но признаваться в этом в Баку не хотят, чтобы не всплыли другие неудобные вопросы.
«Дело в том, что эта кампания (1992–1994 годов.— “Ъ”) была очень плохо просчитана, завершилась поражением Азербайджана, массовой гибелью, в первую очередь вызванной обморожением. Ведь это случилось в горах высотой более 3 км над уровня моря, где зимой тяжелые погодные условия,— напомнил эксперт.— Когда со стороны Армении и Нагорного Карабаха им было предложено забрать тела, тогдашнее азербайджанское руководство во главе с Гейдаром Алиевым отказалось это делать, опасаясь за внутриполитическую стабильность в Азербайджане».
После этого, по словам господина Микаеляна, Баку долго заявлял, что несколько тысяч азербайджанских солдат находятся в армянском плену, однако на самом деле речь шла именно о тех военных, которые погибли на горных склонах. «Но если армянская сторона может помочь найти захоронения, это было бы хорошо. Особенно если Баку со своей стороны просто выполнит соглашение от 9 ноября 2020 года и вернет всех армянских пленных»,— резюмировал Грант Микаелян.
При этом азербайджанский политолог, эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Маммадов заявил «Ъ», что вопрос азербайджанских захоронений времен войны стал для Баку крайне важным. Эксперт также отметил, что неудобные вопросы по итогам этого процесса могут быть заданы как раз армянской стороне. «Мы уже находили эти захоронения, например, в Кельбаджарском районе. Теперь хотим найти все остальные. И если там будут не мужчины, а женщины и дети — особенно с ранениями в голову, мы будем поднимать вопросы о военных преступлениях»,— добавил собеседник «Ъ».